Автор Павел Иванов
Тысячи талантливых спортсменов, тренеров, врачей и других высококвалифицированных специалистов из России поставлены в зависимость от воли международных спортивных функционеров, которую вряд ли можно назвать "доброй". Антидопинговые структуры ряда стран, в том числе США, Канады, Германии и Японии, намерены попросить главу МОК Томаса Баха отстранить от Игр в Рио-де-Жанейро всю российскую сборную. Что называется, под одну гребенку, чохом, чтобы жить проще было. Причина все та же: якобы целая правительственная программа применения допинга в России. Дескать, Москва поставила задачу перед спортсменами любой ценой выиграть медальный зачет в Сочи. В Кремле этот домысел назвали абсурдным. А руководитель Олимпийского комитета страны Александр Жуков выразил объяснимое разочарование действиями иностранных антидопинговых агентств, которые мыслят не категориями спортивных достижений и конкурентной борьбы, а блоками и коалициями, если не сказать ватагами. При этом нарушают принципы олимпийского устава.
Про мельдоний, восстанавливающий организм и по факту не являющийся активным стимулятором, и про его внезапный запрет всемирным антидопинговым агентством (WADA) сказано уже достаточно. Это табу, по сути, выбило из олимпийской колеи целую когорту спортсменов с территории бывшего СССР, где препарат был изобретен и применялся. Добавить тут нечего: чем не спецоперация, имеющая опосредованное отношение к спорту и весьма сомнительные основания. К этой истории были приплетены некие мифические агенты ФСБ, тайно контролировавшие российские лаборатории, секретные переговоры, записанные на портативную шпионскую технику, показания "перебежчиков", уволенных из российских антидопинговых органов за злоупотребления. В общем, самое настоящее потрепанное бульварное чтиво, продающееся за бесценок на блошиных рынках. Но ради устранения российских спортсменов, в которых видят грозных соперников, а в их отсутствии – залог грядущих побед, солидных контрактов и карьерного роста – все средства сгодятся.
В письме на имя главы МОК, основанном на докладе независимой комиссии WADA, руководитель Американского антидопингового агентства Трэвис Тайгерт говорит об ударе, который якобы нанес допинговый скандал, а также намеренный подрыв антидопинговой работы на Олимпиаде-2014 в Сочи. Томас Бах пока говорит, что наказывать за допинг будут, но не весь российский спорт. Однако тех, кто сделал из сложившейся ситуации большую политическую историю, такая постановка вопроса не устраивает. Всех – "под нож": им больше по душе именно такой исход. И плевать на то, что принцип коллективной ответственности, когда "чистые" спортсмены отвечают за недобросовестных – если докажут их наличие в российской сборной – противоречит здравому смыслу и элементарным демократическим нормам.
При всем рвении американцев лишить Россию грядущей Олимпиады, сами они неплохо устроились. Целых пять основных профессиональных лиг США, включая хоккеистов и баскетболистов, не подписывали кодекс WADA. Они частные и не относятся к Олимпийскому комитету Соединенных Штатов. А стало быть, и проверяются на допинг исключительно в момент Олимпийских игр. А в промежутках между ними могут делать, что считают нужным. А ведь накопительный эффект от употребления тех или иных препаратов никто не отменял. Между тем к российским атлетам антидопинговые офицеры могут прийти в любое время года, дня и ночи. Кстати, и сама репутация WADA, которое называют современной спортивной инквизицией, не так уж идеальна. В свое время эта структура беспощадно громила мировой велоспорт и лично Лэнса Армстронга, который был пожизненно дисквалифицирован и лишен всех спортивных титулов, а также, к примеру, финскую биатлонную команду.
Нынче все усилия сосредоточены на России, которую в силу очень многих понятных причин хотят лишить олимпийского будущего в Рио и заслуженных побед в Сочи. Что называется, маски сброшены, а "глупые" лозунги про спорт, который якобы вне политики, выкинуты в пыльный ящик истории. Бить, так из всей артиллерии: фильмы, письма, доклады, признания, "сенсационные разоблачения". Вся надежда теперь на объективность МОК. Репутация комитета и в целом будущее Олимпийского движения напрямую зависит от того, насколько взвешенное решение он примет.