Автор Леонид Гурьянов
Спецпроект "Годы великой дружбы – помощь Советского Союза КНР в первые годы ее существования". Часть 4
В первые годы своего существования Китайской Народной Республике предстояло совершить гигантский скачок в развитии промышленного производства. В результате этих усилий оно выросло за восемь лет почти в восемь раз, а доля индустрии в экономике увеличилась примерно втрое и составила в 1978 году более трети ВВП. Для фактически крестьянской в те годы страны – это огромные темпы. Залогом такой индустриализации стала помощь Советского Союза, при поддержке которого в Китае появилось 300 крупных объектов. Кроме решения кадровых проблем и поставок оборудования, Москва предоставляла готовые технологии. Именно это многие специалисты называют главным вкладом в развитие Китая в те годы. Говорит заместитель директора Института стран Азии и Африки МГУ Андрей Карнеев:
"Главная помощь, на мой взгляд, это бесплатная передача большого объема технической документации: чертежей, разного рода ноу-хау. В ряде случаев это имело решающее значение, потому что некоторые отрасли промышленности не существовали в Китае. Ну и большое число инженеров было направлено, специалистов, советников".
За десять с небольшим лет Советский Союз передал КНР 24 тысячи комплектов технической документации. На мировом рынке эти приобретения обошлись бы во многие миллиарды долларов, да и вряд ли кто-то на Западе согласился бы открыть "красному" Китаю свои производственные секреты. В результате в стране усиленными темпами происходила модернизация экономики. Трудно назвать отрасль, в которой не появлялись бы новые заводы или не переоборудовались устаревшие производства – от кондитерских фабрик до выпуска оборудования для электростанций, добычи угля и нефти.
Первым крупным предприятием, созданным с советской помощью, стал Уханьский металлургический комбинат, или "китайская Магнитка". Предприятие, запускавшееся усилиями советских инженеров, производит до 10 млн тонн стали в год, и свой вклад в этот объем до сих пор вносит домна №1, которая выдала первую плавку еще в далеком 1958 году.
Разумеется, чтобы обеспечивать растущее производство, было необходимо развивать собственную добычу сырья. Уже с 1950 года Москва и Пекин начинают создавать на паритетных началах крупные добывающие акционерные общества, такие как "Совкитметалл" для цветных и редких металлов и "Совкитнефть". Но больше всего внимания уделялось добыче угля. Рассказывает доктор исторических наук, доцент Самарского социально-педагогического университета Сергей Буранок:
"Всего было послано около 10 тысяч инженеров только в 1950 году. Интересовали, прежде всего, шахты в двух провинциях: Шаньси в северном Китае и Шаньдун, где уже были богатые залежи каменного угля. Было разработано и построено несколько комплексов шахт, они действуют и по сей день. Шахты в провинции Шаньси, построенные советскими специалистами, добывают сейчас около миллиарда тонн угля в год. Для сравнения: вся угольная промышленность России добывает 365 млн тонн угля, а Соединенные Штаты – около 900 млн. То же самое можно сказать про нефтяную промышленность. Благодаря помощи советских специалистов удалось увеличить добычу нефти и нефтепродуктов на 2 млн тонн в год. Фактически это двукратный рост. Если мы посмотрим статистику по любой практически отрасли добывающей промышленности с 1950 по 1957 год, заметен резкий скачок – двух-трехкратное увеличение добываемой продукции. Объяснение простое: с одной стороны – новые технологии и специалисты из Советского Союза, с другой стороны – деньги".
Добыча и продажа угля с 1950 по 1960 годы вообще стала одним из основных источников дохода китайской экономики, отмечает эксперт. Уже в 1952 году в основном завершился период восстановления и подготовки к широкому строительству первой пятилетки. А ВВП страны подскочил почти на четверть. Но чтобы обеспечить этот рост, были необходимы дороги, мосты и другая транспортная инфраструктура, а также то, что этой инфраструктурой пользуется – самые разные средства передвижения. О том, как Китай развивал свою транспортную сеть и автопром – в заключительной части нашего спецпроекта.