Автор Татьяна Голованова
Volkswagen выплатит крупнейшие штрафные суммы за всю историю автомобильной отрасли. Германский автомобилестроительный концерн заключил соглашение об урегулировании исков автовладельцев в США в связи с "дизельным скандалом". Как пишет The New York Times, компания выплатит в общей сложности почти 15 млрд долларов. Точную сумму в ближайшее время назовут представители американского подразделения немецкого гиганта в Вашингтоне. При этом порядка 10 млрд долларов пойдут на ремонт или выкуп автомобилей, на которых стояло занижающее показатели выбросов программное обеспечение. Кроме того, Volkswagen придется перевести до десяти тысяч долларов компенсации для каждого из 428 тысяч владельцев таких машин. Еще 2,7 млрд придется выплатить в виде штрафов, которые будут направлены в природоохранные ведомства США. Вдобавок Volkswagen обязуется провести масштабную отзывную кампанию по перепрограммированию блока управления двигателем.
С одной стороны, договориться мирно с властями США, без угроз запрета авто немецкой марки на американской территории и многолетних судебных разбирательств – хороший результат. Эта дорожка протоптана не только автоконцернами, но и инвестиционными фондами, банками и "нефтянкой". Проверено, быстро, но дорого. С другой стороны – столь крупные компенсации и штрафы, на которые согласился Volkswagen, могут вызвать цепную реакцию. Европейские чиновники уже заявили, что концерн должен выплатить европейцам не меньше американцев. Что-то вроде "равных условий" для всех пострадавших. А ведь есть и другие страны, которые попали в список "дизельгейта". И им также захочется равенства. Аналитики оценивают общие потери компании от скандала на уровне 55 млрд евро.
А показатели Volkswagen уже не радуют. Компания несет несоизмеримые расходы за провинность, которая обнаружится при проверке у большинства производителей, уверяют эксперты. Впервые за 79 лет она в состоянии кризиса. Придется брать кредиты, урезать расходы, зарплаты, а в крайнем случае – и персонал. Правда, пытаясь добавить имиджевые очки, руководство пошло на смену приоритетов производства. Раз уж скандал связан с экологией, то нужно сделать ставку именно на нее. Согласно планам, Volkswagen планирует запустить в производство более 30 моделей экологичных электрических автомобилей в течение ближайших десяти лет. И это, по расчетам, поможет вернуть доверие автолюбителей, а вместе с ним и многомиллиардные прибыли автогиганта.