Автор Михаил Шейнкман
Трудно сказать, читал ли латвийский премьер Марис Кучинскис Гоголя, но вслед за Чичиковым он тоже может решить, что хорошие души – "мертвые" души. По крайней мере, если они русские. Уже сейчас, кажется, что это единственный вывод, к которому он придет в результате, как он выразился, "борьбы за души русскоязычных жителей". Собственно, похоже, только ради этого вывода он ее и объявил. Сделал это сразу, как ознакомился с секретным исследованием аналитического центра Академии обороны. Тот изучал настроения общества и возможности его дестабилизации. Любимое занятие правящей элиты. Хлебом ни корми – позволь убедиться в том, что "пятая колонна" живет и угрожает.
Из того, что выложили в открытый доступ, известно, что почти треть граждан полностью или частично признают возрождение фашизма в стране. Больше четверти считают, что в Латвии дискриминируются люди, не знающие титульный язык. А 22% заявили, что их права ущемляются настолько, что это требует вмешательства Москвы. Примерно столько же, кстати, позитивно оценивают использование российской символики 9 мая. И все это – данные официального опроса. Как правило, значительно заниженные из-за того, что большая часть целевой аудитории, те самые русскоязычные, от провокационных вопросов предпочитают уходить. Чтобы их потом не задавали в другом месте.
Тем не менее, несложные подсчеты (даже премьеру известно, что в Латвии около 45% граждан называют себя русскоязычными), подсказали Кучинскису направление главного удара. По его словам, власти должны сделать все необходимое, чтобы эти люди не чувствовали себя отчужденными. Он, видимо, не в курсе, что до него четверть века власти только этим и занимались. Хотя "душа" в их риторике – это и вправду новое слово. Прежде оно использовалось исключительно как глагол. В смысле "мы их душили, душили"… И вдруг поняли, что не помогает.
Для русских в этой "борьбе" за их души режим уже кое-что начал делать. И даже тем, кто скучает по временам СССР, пусть не все, но две буквы "с" собирается вернуть. Одну к имени, другую – к фамилии. Для их же пользы. Чтобы скрывали собственную национальность, им разрешат называться только по-латышски. Дальше, опять же исключительно ради них, им, вероятно, законодательно запретят уважать Россию – лишь бояться. Лишат Дня Победы, чтобы не чувствовали себя "оккупантами". И научат блоку молиться, пригрозив в противном случае лоб расшибить. После всего этого можно будет сказать, что русские с латышами в одном котле варятся. Борьба за души ведь подразумевает какой-то закономерный итог. А райские кущи даже Кучинскис не обещает. Кстати, за спину к нему никто не заглядывал. Хотя хвост национализма виден и так.
Вся эта "одушевленная" забота вовсе не означает, что Латвия готова в угоду русским отказаться от политики трех букв: SOS. Именно для того, чтобы била тревогу, ее и держат в НАТО. Но в ситуации, когда для спасения явно не хватает "our souls", даже по национальной принадлежности едва полстраны наберется, ей понадобился подSOS. Тут-то и вспомнили о душе. Широкой и русской. Раньше в нее только плевали, теперь решили вынуть и поставить в строй. Видимо, не совсем правильно поняли результаты исследования. Аналитика на самом деле показала, что властям пора и о душе подумать. Но они, как всегда, все перепутали. Может быть, потому что только у русских она еще есть.