Автор Евгения Красилова
Наряду с физическими и юридическим лицами в Евросоюзе могут появиться лица "электронные". Европарламент изучает вопрос о правовом статусе роботов.
Логика европейских законодателей проста. Если роботы созданы по образу и подобию человека, то у них должно быть и подобие прав и обязанностей. А коль электронные машины тесно взаимодействуют с людьми, необходимо определить их юридический статус и роль в обществе. Правда, касается это не всех роботов, а только тех, которые обладают искусственным интеллектом и способны передвигаться самостоятельно. Речь, в частности, идет о роботах-гуманоидах и беспилотных автомобилях.
Так, каждую "умную" машину предстоит идентифицировать. Ее данные будут заноситься в специально созданный реестр. Кроме того, законопроект предлагает учитывать вклад роботов в экономику. А организации, которые используют автоматизированные машины вместо людей, обязать делать за них взносы в систему социального страхования.
Значительная часть документа посвящена взаимоотношениям робота и человека. Европарламентариям предстоит определить, можно ли домашних роботов уравнять с домашними животными. С одной стороны, электронные машины не относятся к биологическим существам, а значит – у них нет чувств. С другой стороны, роботы обладают интеллектом, что ставит их выше кошек и собак. И тут возникает вопрос: несет ли обладатель робота ответственность за него и за его действия, которые могут привести к нарушениям и даже преступлениям.
Тем не менее, эксперты считают, что изменения в законодательстве для роботов будут реально востребованы не раньше, чем лет через 10. А то и через 50. Хотя в столь стремительно меняющемся мире произойти это может и раньше. Никто ведь не думал, например, что в США могут признать "третий пол". И такого человека будут назвать не "он" или "она", а "они". Почему-то так, во множественном числе. Так что можно ждать, что вскоре появятся защитники прав роботов. Не исключено, что и в Европарламенте часть депутатов вскоре заменят машины с искусственным интеллектом. В конце концов, нельзя же роботов лишить права избирать и быть избранными.