Госдума РФ в пятницу, 24 июня, приняла пакет антитеррористических законов, который вводит пожизненное заключение за международный терроризм и обязывает операторов связи, а также мессенджеры и соцсети хранить информацию о разговорах и переписке пользователей.
Изначально законопроектом предлагалось обязать операторов связи хранить в России в течение трех лет записи разговоров, текстовые сообщения и изображения, чтобы предоставлять их по запросу спецслужб для обеспечения безопасности. По оценкам специалистов, затраты в этом случае превысили бы годовые бюджеты крупнейших операторов.
Впоследствии были предложены поправки – в частности, срок хранения данных о фактах передачи сообщений сокращен для мессенджеров и социальных сетей с трех лет до одного года.
Порядок, сроки и объем хранения информации установит правительство РФ.
Шеф-редактор интернет-портала "Мобильные телекоммуникации" Леонтий Букштейн считает, что в антитеррористических законах, в части хранения мобильными операторами информации о разговорах и переписке пользователей, есть спорные моменты.
"В одном нашем классическом фильме есть герой с удочкой, который, в зависимости от ситуации, говорил: "пойдеть" или "не пойдеть". Вот здесь четко можно сказать – "не пойдеть". Потому что никто ничего не посчитал", – сказал Леонтий Букштейн в эфире радио Sputnik.
Он отметил, что хранение такого объема информации требует значительной перестройки предприятий отрасли мобильной связи.
"Как можно хранить полгода все разговоры миллионов абонентов? Легко сказать – надо хранить. А на самом деле необходима закупка нового оборудования, установка, монтаж, энергообеспечение, передача информации. Безопасность сейчас важна, но сначала надо все просчитать, сможем ли мы по одежке протягивать ножки, или это приведет к коллапсу сотовых операторов", – сказал эксперт.
По его словам, данные поправки могут негативно сказаться, прежде всего, на крупных операторах мобильной связи.
"Предприятия отрасли уже в голос кричат о том, что они просто станут убыточными. Все большие операторы говорят: мы останемся без прибыли и с долгами по налогам. А это уже убийственно. А ведь полно маленьких операторов, которые никто не сможет контролировать, которые смогут строить свои взаимоотношения "в тени", а у них тоже есть абоненты, они тоже переговариваются, переписывают. То есть подняли такой пласт, под которым оказалось столько всего, что надо его положить на место и хорошенечко подумать и посчитать, чем нам это грозит. Поэтому, мне кажется, инициатива хороша сама по себе, но пока еще не очень доступна", – заключил Леонтий Букштейн.