Авторы Дарья Чередник, Семен Додатко
Украина готова принести свои искренние извинения польскому народу за Волынскую резню, но! Сначала должны быть представлены неоспоримые доказательства вины Романа Шухевича. Или, как изысканно выразилась вице-премьер Украины по евроинтеграции Иванна Климпуш-Цинцадзе, если будут предоставлены доказательства, что он действительно "сделал что-то плохое". Высокопоставленный украинский чиновник не исключает, что признаваемый сейчас в ее стране героем Роман Шухевич – один из главных руководителей ОУН-УПА – был просто оболган советскими историками. Мало ли, говорит она, кто мог переодеться в форму УПА и убивать поляков на Волыни. Поэтому, по логике госпожи Климпуш-Цинцадзе, сначала нужно создать независимую польско-украинскую комиссию по расследованию той трагедии. И если она сможет доказать вину повстанцев, то Киев всенепременно принесет свои искренние извинения.
У любого человека, мало-мальски знакомого с историей, рассуждения госпожи вице-премьера могут вызвать лишь оторопь. Историки – советские, не советские, антисоветские – любые, давно сошлись на том, что преступления УПА против мирного польского населения на Волыни не подлежат ни малейшему сомнению. Тысячи задокументированных фактов, десятки тысяч свидетелей. Это во-первых. Во-вторых: насчет Шухевича. Упоминание этого, с позволения сказать, деятеля именно в том контексте, в котором его поминает Климпуш-Цинцадзе, вызывает сомнения только в одном: в уровне компетентности самой украинской чиновницы.
Опять-таки общеизвестно, что Роман Шухевич возглавил УПА в начале 1944. То есть, уже после Волынской резни, которая происходила весной-летом 1943. Во время резни УПА возглавлял другой человек. Конкретно – Дмитро Клячковский. Он-то в основном и делал тогда на Волыни "что-то плохое". А Шухевич в тот конкретный момент был партийным функционером ОУН – и формально к Волынской резне прямого отношения не имеет. Только косвенное. А вот ко всему, что делала УПА после начала 1944, Шухевич имеет самое прямое отношение. Как и к тому, что творил созданный в рамках Waffen SS "охранный", а фактически карательный батальон, где он до этого служил в должности заместителя командира. Значит ли все этого, что Шухевич во время войны "ничего плохого не делал"? Вопрос, что называется, интересный. Как бы то ни было, г-же Климпуш-Цинцадзе – внучке одного из ближайших соратников Шухевича – историю родного края можно было бы знать получше.
Кстати, на самом деле предлагаемая украинской чиновницей комиссия в начале 2000-х уже работала. И все вышесказанное подтвердила. Включая, естественно, и сам непреложный факт организованной ОУН-УПА резни на Волыни, в ходе которой были уничтожены десятки тысяч мирных поляков. Роль конкретно Шухевича в тех событиях никакого значения при этом не имеет. Но г-жа Иванна Климпуш-Цинцадзе, похоже, про работу этой комиссии просто не знает. Как, собственно, и про многое другое.
Что, впрочем, не особенно удивляет. Нынешние украинские власти в выборе между фактами и мифами всегда предпочитают мифы. Но и в них, как выясняется, отчаянно путаются. В итоге – нескончаемая череда феерических "проколов". Каждый из которых в другой стране мог бы погубить репутацию и конкретного чиновника и всего правительства. Но только не на нынешней Украине, где вопиющая некомпетентность в сочетании с беспримерной напористостью – вовсе не сенсация. А норма.