Автор Петр Малеев, радио Sputnik, Латвия
Многие после давно произошедшего развода, вдруг, внезапно обнаружив старую фотографию, старые вещи предыдущего мужа или еще какой-нибудь рудимент прошлой жизни, спокойно расстаются с этим. Некоторые – расправляются. Некоторые из некоторых еще и делают это публично. Почему? Ну, либо, чтобы новому ревнивому доказать: я-то смотри, не то что равнодушна совсем, а прям ненавижу. Или, если никого нет, то хотя бы самой себе. Чтобы не попадалось на глаза, не смущало, чтоб только не дай бог не разбередило, не взбудоражило.
Страна, в которой трогают (сносят, переносят, портят) памятники прошлого времени, со своим прошлым на самом деле не рассталась. Где-то оно там прячется. В умах, в сердцах… В общем, тут явно не без чувств. Значит, есть шанс, что прошлое станет будущим. Значит, рудименты надо убирать с глаз долой, ибо опасны.
Вот стоит в Риге памятник Победы. 364 дня стоит себе спокойно, а на 365-й – раз, и все меняется. Сплошь русская речь. Цветы, слезы, улыбки, салют. Ни одного латвийского флага. Ни слова о Латвии. Словно другая страна. Понятно, что с этим нужно что-то делать. Но как-то аккуратненько.
Эх, если бы приходила горстка стариков… Тогда можно было бы и памятник поближе к кладбищу перенести… Ну, вышли бы старички, потрясли бы клюкой и кулачками. Можно было бы честным СМИ спокойно приходить, задавать правильные вопросы и ржать над "пережитками прошлого". Но, к сожалению, к памятнику в Риге приходит по 150-200 тысяч. Молодых и здоровых там много, лучше не связываться. Поэтому настоящие патриоты стараются места этого избегать. Стоят со всеми в пробках, насупившись, глядят на толпу. И только придя домой, в уютном интернете могут сказать все, что об этом думают. Даже политики стараются тему этого злосчастного памятника и злосчастной даты обходить: мол, лучше не связываться.
Раньше ведь как думали? Ну, годик, ну десять лет, как-то все само собой рассосется. Только пока рассасывается в другую сторону. С каждым годом людей все больше. В общем, что-то с этим делать надо. И настоящие патриоты придумали. А давайте, говорят, возьмем проект 1939 года и "восстановим историческую справедливость".
Красиво, черт побери! Для особо смышленых поясню – речь идет про площадь (про восстановление исторической справедливости 1939 года в полном смысле этого слова пока говорить рано). По тому проекту, понятно, никаких вам памятников воинам-освободителям. Так что вы, политики, нашу инициативу рассмотрите, мы за Латвию и историческую справедливость. А то у памятника собираются там всякие нелояльные, разжигают. А если один раз разожгут? Пусть в другом месте собираются, там, где дрова сырые и кислороду поменьше.
Политики тоже не дураки, сразу поняли, что в "историческую справедливость" завернуто. Попросили МИД прояснить, как там с законностью демонтажа. Но в МИДе малахольные оказались. Нельзя, говорят, документик на этот счет имеется. На нем большими буквами написано "НЕ ТРОГАТЬ". Так мы его даже трогать не стали. Хотя, конечно, я согласен с нашими патриотичными патриотами, которые кивают, что этот документ ведь с Россией подписан, а значит, в принципе, можно начхать.
А по самому памятнику запросили консультации у Рижской думы. Выяснилось, что по проекту 1939 года надо снести полгорода: дома, гостиницы, музеи, мосты, главный офис серьезного нелатвийского банка, и, о боже, латвийской национальной библиотеки – нашего замка света. И все это ради исторической справедливости. Ибо если сносить только памятник – то исторической справедливости не будет. Какая несправедливость!
Жаль, звучало красиво. Но, видимо, нужно искать другие пути. Радует, что процесс пошел. Возможно, не стоит совсем отбрасывать эту идею, а, скажем, немного ее редуцировать? Попробовать пойти по пути "неисторической справедливости" или "исторической несправедливости".