Автор Михаил Шейнкман
Евросоюзу все труднее держать марку. А Марку уже совсем не удается сдерживать себя. Премьер Нидерландов Марк Рютте все-таки дал волю чувствам и словам. Добросовестно терпел несколько месяцев. Носил в себе. Отделывался общими формулировками и уходил от прямых ответов. Но все это время, наверное, думал: "у всех в ЕС люди как люди, а моим больше всех надо. А Украину, видите ли, им не надо совсем. И куда теперь прикажите засунуть их рекомендательный характер".
Думал, наверное, так. Но сказал иначе. "Результаты референдума по соглашению об ассоциации Украины с Евросоюзом в Голландии оказались ужасными и провальными". Это он про 61%, что проголосовали в апреле против близких отношений с Киевом. Но даже такие эпитеты ему бы простили, как собственное мнение. Однако он-то претендует на истину в последней инстанции. Рютте заявил, что категорически против плебисцитов вообще, и по многосторонним соглашениям в том числе. "Потому что это не имеет смысла, как мы видели по референдуму в Нидерландах", – сказал он на конференции европарламентариев в Гааге.
Как говорится, вот тебе и раз. Не в бровь, а в глас. Народа. Ремарка от Марка. Vox populi, выходит, ничего не значит, если не вписывается в общеевропейскую установку. Его, конечно, можно понять. Накипело. Да и время подошло. Вот его и понесло. В конце июня уже надо что-то решать с этой злополучной ассоциацией, а Рютте, похоже, так и не определился со своим отношением к рекомендации большинства сограждан. Или определился, коль сказал, что в этих плебисцитах никакого толка нет.
Блюстителям евродемократии одернуть бы голландского премьера за такие вольности с ценностями. Но ведь и они за голову хватаются при мысли о том, что будет, если Нидерланды все-таки заблокируют соглашение с Киевом. "Мне бы твои проблемы, – нашел бы, что возразить коллеге Дэвид Кэмерон. – Твои же только Украину не пускают, а мои-то сами выйти хотят. Причем у них характер совсем не рекомендательный. Я их знаю. Это приказ". Сейчас сторонники "брекзита" как раз уходят в отрыв. И это за неделю до момента истины. Так что у Кэмерона референдумы, вероятно, тоже не вызывают восторга. Как и у тех, кто считает катастрофой не только выход Британии из ЕС, но и все прочие демократические проявления евроскепсиса тоже.
Иными словами, Рютте со своим возмущением оказался очень даже в тренде. Хотя, кому как не ему. Это же в его Голландии не только общественное мнение, но и факты ничего не значат. Два года всей своей международной следственной группой не могут они придумать, как отмазать Украину от крушения "Боинга". И, похоже, это у них навсегда. Никому ведь жить не мешает. Возможно, премьер и с ассоциацией рад бы потянуть, а то и задвинуть вопрос в долгий ящик. Не получится. В следующем году у него парламентские выборы. И если Рютте не решит, что делать сейчас, потом решат, что делать с ним. Тогда он узнает, что даже консультативный референдум имеет смысл. Главное, суметь его вовремя найти и понять.