Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган подписал закон о снятии неприкосновенности с депутатов турецкого парламента, говорится в сообщении администрации Эрдогана.
"Президент направил закон 6718 "О внесении изменений в Конституцию Турецкой Республики" в аппарат премьер-министра для публикации", – говорится в сообщении. Закон вступит в силу после публикации в официальной Resmi Gazete.
Парламент Турции принял этот законопроект в мае, за него проголосовали 376 из 550 парламентариев.
Представления о лишении неприкосновенности 138 депутатов, большинство из которых представляют прокурдскую Партию демократии народов (ПДН) и левоцентристскую Народно-республиканскую партию (НРП), подала в парламент прокуратура Турции. Уголовное преследование грозит, в частности, сопредседателям ПДН Селахаттину Демирташу и Фиген Юксекдаг.
Озабоченность снятием иммунитета с турецких парламентариев уже высказали глава Парламентской ассамблеи ОБСЕ Илкка Канерва, канцлер ФРГ Ангела Меркель и глава европейской дипломатии Федерика Могерини.
Доцент кафедры политологии и социологии РЭУ им. Плеханова Олег Глазунов считает, что турецкий лидер таким образом хочет обеспечить себе более широкие полномочия.
"У этого шага турецкого президента, скорее всего, цель в том, чтобы заменить своими сторонниками часть оппозиции и изменить конституцию, обеспечив себе широкие полномочия. Я не думаю, что всех 138 депутатов уберут из парламента. Достаточно будет и 30. Остальные все и так поймут", – сказал Олег Глазунов в эфире радио Sputnik.
Однако это может создать определенные предпосылки для военного переворота в Турции, считает политолог.
"Сейчас в соответствии с основным законом страны все реальные дела решает премьер-министр. И Эрдоган хочет, чтобы у него были все полномочия по закону, чтобы он был легитимным правителем. Конституционная реформа – это личный проект Эрдогана. Исполнительная власть у него уже в руках. Новый премьер Бинали Йылдырым – послушный и управляемый. И он сам предложил на съезде правящей партии изменить конституцию. После лишения депутатов неприкосновенности, законодательная власть, по сути, тоже под ним (Эрдоганом – ред.). Теперь – изменить конституцию, сделать из парламентской страны президентскую, и все. И тогда он законно становится новым диктатором с амбициями по возрождению Османской империи. Хотя здесь есть одна проблема: подобные действия создают предпосылки для военного переворота. Армия всегда вмешивалась в политические дела, когда наступали трудные времена для Турции", – отметил политолог.
При этом Запад, по мнению Олега Глазунова, вряд ли сможет оказать какой-либо влияние на Эрдогана.
"Та же Европа никак не сможет повлиять, она ослаблена, Эрдоган уже запугал ее беженцами. И вообще глупо думать, что Европа может влиять на какие-то ближневосточные проблемы. Сами лидеры Ближнего Востока решают проблемы без оглядки на Европу. Здесь единственный, кто может повлиять, – это Соединенные Штаты. Но они взяли паузу, Эрдоган их пока устраивает. Но есть незадача – он фигура неуправляемая. Поэтому мне кажется, что риск переворота очень велик. США понимают, что еще один рывок – и Эрдоган вообще уйдет из-под их влияния. И тут не проблема – устроить очередную "турецкую весну". Эрдоган ведет Турцию к диктатуре и к катастрофе одновременно", – заключил политолог.