Автор Наталья Быстрова
Нидерланды в лице сотрудников МИД и Минкультуры порадовали мир новым открытием: в опубликованной концепции внешней культурной политики государства России отведено место страны, "граничащей с Европой" и входящей в "кольцо нестабильности".
Интересно, кто в Королевстве нижних земель сочиняет учебники по географии? Видимо, никто со времен Николааса Витсена, который после пребывания в Москве в конце XVII века выпустил труд под названием "Северная и Восточная Татария". Прямо как в песенке: "Я приехал из деревни в этот крупный городок – очень трудно разобраться, где тут запад, где восток". Вот она, настольная книжка для сегодняшних составителей списка стран у границ Европы!
Однако это не просто "неуд по географии" – тут мечта об идеале. Идеал Европы, с точки зрения политпатриотичного голландца – это цветочный палисад под окошком. Главное – чтобы глазу хватило окинуть любимую родину: "Вот моя Европа, вот мой дом родной, вот качусь я в санках с горки ледяной". Картина маслом работы Брейгеля. Или: свернуться клубочком под одеялком, а все, что вкруг коечки, объявить "кольцом нестабильности". Но если "Европа-палисад" еще не отцвела, то "клубочком на койке" не получится – под одеялко уже стучат "смуглые дети". Что там у Брюсова "В Голландии"? "Эти смуглые дети, как малые гномики, отраженные в тихо-застывших каналах…" Какая прозорливость в 1913 году!
Добро бы тексты писали только мидовские двоечники по географии – но с ними же соавторствует и Минкультуры Нидерландов. Стало быть, в соответствии с концепцией внешней культурной политики королевства русская культура – это культура страны, всего лишь "граничащей с Европой" и по умолчанию – неевропейская. Но позвольте, зачем тогда открыли филиал Эрмитажа в Амстердаме? Там что, посетителям рисуют тату племени маори? А с какой стати существует в Роттердаме "Гергиев-фест": может быть, для представления китайских опер? Почему, когда в Нидерланды приезжает петербургский Малый драматический, билеты раскупаются за два месяца до начала гастролей, и публика не возмущается: по какому такому праву театр Льва Додина имеет официальный статус: "Театр Европы". Про гастроли "Мариинки" и "Большого" под овации голландцев до красноты ладоней уж и говорить не стоит. А между тем им показывают европейскую балетную классику, а не пляжные танцы островитянок. Все это называется "мы вас станем обзывать, а вы нам доставьте двадцать четыре удовольствия". Хорошенькое дело!..