Автор Михаил Шейнкман
Удивительно, как это Пентагон не обвинил экипажи двух пассажирских "Боингов" в непрофессионализме. В небе над нейтральными водами Японского моря они же оказались буквально на расстоянии вытянутого крыла от американского самолета-разведчика RС-135. Не важно, что это он выскочил в гражданский эшелон, как черт из табакерки. Без опознавательных знаков, с выключенным транспондером, не отвечая на сигналы с земли. Он сближался с неизбежностью тарана. И все это – в зоне ответственности российских диспетчеров. Что естественно. За кем же еще ему здесь шпионить?
Они-то и решили, что взывать к наглецу – что об стенку горох. Он-то по-прежнему думал, что надежно затерялся среди гражданских. Поэтому дали команду двум лайнерам европейских авиакомпаний KLM и Swiss изменить высоту. Их пассажиры так и не узнали, что могли не приземлиться. Неизвестно, понял ли это военный атташе посольства США, вызванный в Москве в министерство обороны. Но ему чуть ли не на пальцах объяснили и на карте показали, что их шпион "залетел". Хоть и оторвался от земли по полной боевой программе, но явно оказался не на высоте. "В результате непрофессиональных действий американского экипажа была создана опасность столкновения с гражданскими судами".
Конечно, в небе становится слишком тесно. И дня не проходит, чтобы кто-то не был поднят в воздух для сопровождения кого-то. Но Россия, по большому счету, лишь отгоняет от своих рубежей натовскую назойливость. Причем в системе координат "равный с равным". Те же не гнушаются "акциями устрашения" против невооруженных самолетов. Сближались, например, с бортом российского министра обороны. Теперь, по сути, прикрылись гражданской авиацией. Подленько, но эффективно. Как минимум, проверили готовность и реакцию наземных служб России.
А у тех, похоже, может появиться своя интерпретация известного тоста про птичку, которую жалко. Только "стальную", и которую не жалко. Но диспетчер – как доктор: для него нет вероятного противника. Все – живые люди. По крайней мере, он делает все, чтобы они таковыми оставались. В общем, так выпьем же за то, чтобы как бы высоко ты не летал, никогда не отрывался бы от радара. Вряд ли RС-135 увлекся заданием настолько, что позабыл о правилах воздушного движения. Хотя подглядывать за Россией – это, наверное, на самом деле затягивает. Он сознательно затесался в пассажирский эшелон, чтобы обезопасить себя от российских перехватчиков.
Натерпелись американские асы от наших фигур высшего пилотажа. Вот и решили показать свои. Только пилоту, вероятно, не совсем точно объяснили их смысл. "Бочку" нужно выполнять, а не лезть в нее. Им с такими знаниями быть бы поаккуратней, а то в следующий раз можно влезть и в "петлю". И не факт, что будет, кому США из нее вытаскивать. Впрочем, российские специалисты после спасения над Японским морем даже мысли не допускают, что могло быть иначе. И сказать бы, что на их месте так поступил бы каждый, да катастрофа двухлетней давности не позволяет. Тогда, над Донбассом, тоже кто-то нарочно вторгся в гражданский эшелон. Только там всем управляли украинские диспетчеры.