Автор Михаил Шейнкман
Всякий раз, когда кажется, что примирить Армению и Азербайджан уже невозможно, их президенты все-таки усаживаются за один стол. Просто иногда наступает момент, когда для каждого из них это единственная возможность доказать мировому сообществу свою адекватность. Тем более, если практически тут же обсуждается еще и Сирия. Вообще, это было по-дипломатически грамотно и тонко – свести их в одном месте с самым страшным противостоянием современности. Вроде бы как за компанию. Керри и Лавров все равно ведь уже в Вене для обсуждения сирийских дел.
С другой стороны, кому же такая компания понравится. На фоне такого соседства слишком не хочется кровавых аналогий. Напротив, это повод выгодно отличиться договороспособностью. Это как в коридорах известного учреждения как бы случайно навстречу ведут до смерти избитого арестанта. И не надо других слов о том, какая может ожидать перспектива. Здесь же, в отеле "Бристоль", серьезные люди собрались. У них и так голова кругом идет от всевозможных вызовов и противоречий, чтобы отвлекаться еще и на тушение вдруг ни с того ни с сего вспыхнувшего конфликта. В отличие от всех замороженных, правда, он всегда находился в тлеющем состоянии. Но сейчас-то уже понадобилась пожарная команда сопредседателей Минской группы ОБСЕ, усиленных главами внешнеполитических ведомств России, США и Франции.
Для них "он первый начал" – не аргумент. Это в любом случае не Карабах, которому все равно и всегда больше всех достается. Потом в своих столицах и перед своими людьми Алиев и Саргсян и дальше могут быть настоящими, но на виду у всех положение обязывает их вести себя сдержанно. Или даже молча. Поэтому не стоит удивляться, что, как правило, не договариваются. Сейчас, впрочем, такая задача и не стояла. Считается, что они сделали одолжение друг другу уже самим своим появлением в Вене. Это после азербайджанской попытки блицкрига в ночь на 2 апреля, после ответного огня, авиации, артиллерии, убитых и раненых. И, наверное, не случайно, на этот раз, вопреки обыкновению, их даже не рискнули оставить тет-а-тет.
Свести лидеров враждующих государств оказалось чрезвычайно сложно. Даже когда они оба уже прибыли, посредники не решались говорить наверняка о том, что встреча состоится. Все понимали: президентов мало усадить за один стол – надо, чтобы они и встали из-за него с одним желанием: снять напряженность. Кажется, что удалось. Стрельбы не обещали. По крайней мере, большой. Той, что уже напомнила самое страшное. Но главное, условились в июне согласовать время и адрес следующего рандеву. И вроде бы получились переговоры ради переговоров. Но именно это в спорте и называют "результативной ничьей". Когда команды скорее приобретают, чем теряют. В их случае – жизни, которых без этой видимости перемирия могло стать еще меньше.
Другое дело, что Азербайджан все равно проведет военные учения с Грузией и Турцией. А Армения все так же будет держать под рукой проект признания Карабаха. "Так значит, завтра, на том же месте, в тот же час" у президентов может получиться, как в известной песенке про неудачное свидание. И лишь на линии соприкосновения знают, какое место встречи изменить нельзя. Только от него до эры милосердия очень далеко.