Автор Михаил Шейнкман
Об этом нельзя говорить серьезно. Хотя уже как-то и не смешно. А комментировать – так и вовсе что пояснять "бородатый" анекдот, когда веселит не сюжет, а то, что с ним кто-то до сих пор незнаком. При этом не скажешь даже: "решили как-то Латвия, Литва и Эстония взыскать с Москвы ущерб за "советскую оккупацию"". Потому что только Латвия сдюжила.
Довела дело всей независимости до конца. Теперь может занести его в анналы. В смысле – в учебники по истории с обязательной припиской, "какой она должна была быть и из-за кого такой не стала".
Комиссия по оценке советского вреда все-таки дошла до точки. Трудно было. Пришлось от многого отказаться. Скажем, от прошлого. На многое закрыть глаза. Например, на дома и заводы, построенные в те "ущербные" годы. С 2005 с шестилетним перерывом на финансовый кризис, не покладая калькуляторы, "цифровали" они свое презрение к СССР. И вот покончены с ним счеты. Мы должны им 185 млрд евро. Это только за экономику. Еще по паре десятков – за демографию и экологию. Кажется, суммы из потолка возникли. Но ведь так и было. Будучи "братской", республика и достигла своего потолка, о котором сейчас даже не мечтает.
Зато все по-честному. Теперь годовой бюджет Латвии – примерно семь миллиардов евро с копейками. Умножаем на пятьдесят советских лет, получается где-то 360-370 миллиардов евро. Не важно, что такая валюта появились в XXI веке. Главное, что от СССР Латвия ни одного евро так и не получила. Так что, 185 – это еще по-божески. Видимо, все-таки вычли стоимость построенных Советами объектов. А это, по сути, вся латвийская промышленность. Хотя могли и не делать этого. Почти же не пользовались. По крайней мере, как вступили в ЕС. Производство встало.
Чего не скажешь о демографии. Она пошла. Исключительно в западном направлении. Так что, про нее тоже – их правда. При Советском-то Союзе в Латвии людей действительно было слишком много. Отсюда и проблемы. Сейчас страну покинула треть граждан, и ВВП на душу населения сразу поднялся. Хотя из тех, что остались, многие все равно жалеют, что вернуться в ту пору "ужасную" уж не придется ни мне, ни тебе. Только смаковать подробности советского режима в изложении его обличителей.
Как бы то ни было, свою задачу "ущербная комиссия" решила блестяще. Жаль Нобель математиков невзлюбил. Впрочем, у него же есть премия и по литературе. А в Латвии историю не только пересчитывают, но то, что пересчитывают, еще и переписывают. Председатель комиссии Рута Паздере презентовала ведь и книгу про "годы вреда и лишений". Выходит, лично ей за "советскую оккупацию" кое-что все-таки перепадет. В виде гонорара. Если, конечно, кто-то на эту занимательную арифметику купится.
Официальный представитель МИД России Мария Захарова, однако, объявив свой личный конкурс на лучший комментарий латвийской новости, попросила на фамилии Паздере не зацикливаться. Но она ничего не сказала про имя. А ведь рута – это пусть и неприметный цветок, но, как гласит легенда, один раз и она может приворожить кого угодно. Правда, это должна быть червона рута. Ну, та, что "не шукай вечорами". Здесь же совсем наоборот. Красным Латвия уже отцвела. А то, что распустилось, имеет цвет бледной поганки. Это значит, чуда не произойдет. И, если допустить, что Рига, подсчитав ущерб, нашла свой "философский камень", она все равно бросила его в огород России.