Латвия оценивает ущерб от "советской оккупации" в 185 млрд евро.
Такую сумму назвала представитель комиссии по оценке ущерба Рута Паздере. Еще несколько десятков миллиардов евро комиссия насчитала за "демографический урон", "ущерб от советских военных баз" и "вред, причиненный окружающей среде". Общая сумма ущерба может превысить 300 млрд евро, заявила Паздере.
В 2015 году министры юстиции стран Балтии подписали меморандум о координации совместной деятельности по предъявлению к России, как к правопреемнице СССР, требований о возмещении "советского оккупационного ущерба".
"Самый неприятный вопрос – кто кому должен. Эта проблематика достаточно эмоциональна и конфликтна. К сожалению, ее используют для нагнетания напряженности между нашими странами, для возбуждения противоречий между нашими народами. Заметьте, всплеск возникает обычно в кризисный период, чтобы отвлечь внимание от собственных проблем", – сказал в эфире радио Sputnik заведующий сектором отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН Константин Воронов.
По его словам, прибалтийские страны намеренно усиливают эту проблематику, надеясь втянуть в спор Европейский союз.
"Главная цель, конечно – это втянуть Евросоюз, чтобы эта проблематика в отношениях с Россией велась уже от имени ЕС. На это наши европейские партнеры в ЕС смотрят, мягко говоря, очень скептически. Навряд ли они будут ввязываться в эту тематику. Евросоюз вступил в зону турбулентности, ему не до больших проектов, особенно в свете неясных перспектив предстоящего референдума в Британии. Но наши прибалтийские соседи стремятся всячески вбросить эту проблематику на коммунитарный уровень ЕС", – считает эксперт.
Что, по его мнению, является делом неблагодарным.
"Нет общепризнанной методики подсчета этого так называемого ущерба. Каждая страна пользуется своей методикой. Экологический ущерб вообще очень трудно вычленить – прямые потери или косвенные. Или, например, ущерб в демографии. Все это – относительно. Но вот сейчас зачатки подобных споров мы видим и в Евросоюзе, в связи с греческим кризисом. Там тоже начали рассуждать, кто кому должен, кто кому жизнь подпортил. Это очень опасный и тяжелый процесс – мы помним, как развалилась Югославия, когда там начали подсчитывать преимущества и недостатки от союзного государства", – отметил Константин Воронов.