Автор Владимир Барсегян, радио Sputnik, Эстония
Есть у украинцев одна грубоватая, но очень точная поговорка, которая в переводе на русский звучит приблизительно так: "Видели глаза, что покупали? Теперь ешьте, пока не вылезете!" Она абсолютно точно ложится на ситуацию с российским железнодорожным транзитом через территорию Эстонии. Транзит этот все сокращается и сокращается, заставляя эстонских предпринимателей, вложивших немалые средства в развитие транспортной инфраструктуры, хвататься за голову. Десять лет назад, то есть в 2006 году, эстонские железные дороги принимали из России в среднем 32 поезда в сутки. И везли эти поезда не столько грузы, сколько работу для тысяч машинистов, докеров, крановщиков. Эти люди получали зарплату, компании получали прибыль, казна государства получала налоги.
Однако девять лет тому назад (в 2007) в несколько весьма неумных голов местных политиков пришла мысль расправиться с памятником советским воинам, погибшим при освобождении Таллина. Решили снести "Бронзового солдата" под покровом ночи, а для пущего эффекта устроить избиение его защитников, бросив на подавление мирного гражданского протеста сотни полицейских. Полицейские, на всякий случай снявшие с форменных курток нашивки с именами и фамилиями, избивали и арестовывали всякого попадающегося им под руку, вне зависимости от того, стар он, или млад. Говоришь по-русски – получи дубинкой по голове и отправляйся в кутузку! И все это сопровождалось информационными ушатами грязи, выливаемыми на Россию и историческую память россиян. Наверное, это и переполнило чашу их терпения. После этого Россия снизила уровень сотрудничества с Эстонской республикой в самых различных сферах, в том числе сократив объем транзитных перевозок. С тех пор их объем постепенно "усыхает", а грузооборот собственных российских портов на Балтике, напротив, растет.
Буквально на днях пришло сообщение о том, что Россия опять вдвое сокращает железнодорожный транзит в направлении Эстонии – с двенадцати до шести поездных пар (то есть, поездов, следующих туда и обратно) в день. А в целом за девять лет произошло практически пятикратное снижение товаропотока. Катастрофа! Сокращение транзитных объемов нанесет удар, от которого эстонские порты и железнодорожный сектор не скоро оправятся. Ведь только в прошлом году оборот государственной фирмы Tallinna Sadam (Таллинский порт) снизился на 15% (до 94 млн евро), чистая прибыль упала на 21% (до 30,9 млн евро). Это приведет к неминуемым сокращениям рабочих мест и росту безработицы. Такое же положение и у собственников Силламяэского порта.
Однако нужно понимать, что с падением транзитных объемов удар придется и на другие сектора. Практически все эксперты считают, что столь серьезное обрушение железнодорожного транзита ощутит вся экономика Эстонии в целом. Делегация Эстонской железной дороги (Eesti Raudtee) во главе с председателем правления Сулевом Лоо отправилась на переговоры в Москву, чтобы хоть как-то изменить эту негативную тенденцию. К чему приведут переговоры – непонятно, да и будет ли от них толк на фоне по-прежнему ухудшающихся эстонско-российских отношений? Как ни странно, но никто из ведущих эстонских политиков никак не прокомментировал сложившуюся ситуацию. Хотя, наверное, в такой непростой ситуации, которую ныне переживает экономика страны, пора бы уже и им за голову взяться. И начать исправлять в отношениях с Россией хотя бы что-то из разрушенного за эти годы.