Автор Михаил Шейнкман
Авторы латиноамериканских сериалов отдыхают. В стране футбола, карнавала и "донов педро" сценарий этой мыльной оперы диктует сама жизнь. Ну, если не оперы, то оперетты. Предположим, "да Силва". Хотя пока никто не скажет, станет ли бывший президент Бразилии главным героем или в этой постановке ему уготована роль злодея. Сейчас стоит говорить лишь о том, что его возвращение в большую политику триумфальным не получилось. Все-таки, когда тебя назначают на неприкасаемый пост руководителя президентской администрации сразу после возбуждения уголовного производства с перспективой от трех до десяти, причинно-следственная связь не то что напрашивается, а кричит со всех митингов и трибун протеста.
К тому же федеральный судья Сержиу Мору – это он ведет дело о коррупции против Лулу да Силвы – понимая, что теряет фигуранта, в отместку выложил в широкий доступ почти 50 аудиозаписей телефонных бесед бывшего и нынешнего президентов. В одной из них они и обсуждают новую должность ветерана бразильской политики. Причем в формулировках, исключающих сомнения в том, что ради его спасения от ареста. Лула благодарит свою воспитанницу, называя Дилму Русефф "любовь моя". Будто тоже чувствует, что его снимают. В сериале.
А в нем что ни день, то лихой поворот сюжета. По законам латиноамериканского жанра диалоги, правда, одни и те же. Все вокруг самого громкого в истории Бразилии разоблачения нефтяной компании Petrobras. Но зато действующих лиц становится все больше и больше. В минувшее воскресенье уже беспрецедентные три миллиона человек требовали импичмента президента. Масла в огонь добавил сенатор с говорящей фамилией Амарал. Задержанный в ноябре прошлого года за участие в темных финансовых схемах корпорации, он заключил сделку со следствием и "амарально" сдал всех. Русефф, да Силву, ряд министров и ключевых политиков государства. И перед всеми ними стала классическая дилемма. Уже, правда, из другого кино. Либо в загс, либо к прокурору.
Как бы то ни было, учитель и ученица снова вместе. Как сказала Дилма Русефф, "у него будут полномочия, чтобы помочь нам, помочь Бразилии". Не все здесь думают, что это одно и то же. Но у экс-президента, даже несмотря на шесть лет одиночества и уголовную статью, рейтинг – 20%. Это уже значительно больше, чем у его питомицы, и всего лишь 4 пункта уступает лидеру оппозиции. И это только стартовый капитал. Неприкосновенный запас его морального авторитета. Собственно, именно духовная связь с ним в 2010 и обеспечила триумф его преемницы Дилмы Русефф. Не случайно во второй раз, уже исключительно на своем багаже, она вытянула победу с огромным трудом, водрузив над Партией труда большой вопрос о преемственности курса.
Архитектор бразильского экономического чуда – за годы своего правления он фактически вытащил страну из бедности – да Силва, надо полагать, потому и вернулся, что не растерял способность делать результат из ничего. Иначе он едва ли объявил бы о своем участии в президентской кампании-2018. И в этом смысле должность главы администрации, по сути, премьера – как раз то, что нужно для спасения отечества и восстановления собственных политических кондиций. Другое дело, что времени может не хватить. Накануне парламент создал комиссию по импичменту. Бразильский сериал продолжается. И пока даже главные исполнители не знают, кем и где они его закончат.