Автор Михаил Шейнкман
Когда космический корабль "ЭкзоМарс" бороздит просторы Вселенной, политической науке по-прежнему неизвестно, есть ли здравый смысл в ЕС, нет ли здравого смысла в ЕС. В день, когда беспрецедентно-совместный проект России и Европы исторически стартовал с Байконура курсом на Красную планету, министры иностранных дел Евросоюза на своем саммите в Брюсселе его даже не вспомнили. И не рассмотрели. Все-таки высокие отношения – это не их уровень. Им требуется что-то более приземленное, если не сказать низкое. А ведь, собственно, для того и собирались, чтобы набросать новую стратегию взаимодействия с Москвой. Старую-то, надо полагать, совсем истратили на санкции.
Встретились, кстати, через несколько дней после их автоматического продления. Словно хотели подчеркнуть: не мы такие – жизнь такая. Изначально условились, что о запретах и ограничениях ни слова. Поэтому только и думали о том, как бы их обойти. Вслух, правда, постеснялись себе в этом признаться. В российском контексте говорили о выработке единой и последовательной линии поведения: мол, надо же что-то делать. Но она, чтобы не пересекаться с прежней, если и возможна, то лишь в обход. Совсем не получилось. Но за попытку сами себе поставили "пять". Это потому, что принципы их новых отношений с Россией можно пересчитать по пальцам одной руки. Их-то и продолжат гнуть.
Во-первых – полное исполнение Минских соглашений как ключевого элемента для каких-либо существенных изменений в политике ЕС. Во-вторых – усиление работы Брюсселя с восточными партнерами и другими соседями, в частности, в Центральной Азии. Дальше – внутренняя устойчивость Евросоюза в сфере энергетической безопасности и стратегического диалога. Четвертый принцип – избирательное сотрудничество с Москвой по вопросам, представляющим интерес для Евросоюза. Ну, и на десерт – поддержка российского гражданского общества.
Доктрина просто кишит свежестью. Вместо прямого и короткого пути они изобретают навигатор якобы правильной геометрии со своими заходами и наездами. И пожать бы им руку за такие изыскания внутри себя, но она у них занята. Они ею снова и снова принципы пересчитывают, чтобы не сбиться. С курса. Это же у них даже не мимо санкций получается. Но и мимо России вообще. Как и мимо жизни. Хотя, когда в ЕС думали, что со своей обновленной стратегией претендуют на новость первой полосы, они, естественно, не знали, что опять опоздают и окажутся на информационной периферии. На фоне сирийских выводов российских ВКС они со своей возней выглядят совсем уж никчемно. Ничего, конечно, общего. Но о том и речь, что без них справляемся.
А "ЭкзоМарс", между тем, уже сутки как в полете. И хотя до Красной планеты ему еще семь месяцев и 75 млн километров, никто не скажет теперь, что до нормализации отношений между Западом и Москвой – как до Марса. Потому что до Марса ближе. По крайней мере, в политике ЕС за это время едва ли что-либо сдвинется. Кстати, этот проект потому и состоялся, что "Роскосмос" подставил европейцам крыло, когда НАСА пожалело для них свои ресурсы. Вот и выходит, что у Европы есть только один способ прыгнуть выше головы и чего-нибудь добиться: если Россия захватит ее. С собой.