Автор Павел Иванов
Как гром улетающих бомбардировщиков среди ясного неба. США и Западная Европа показали совершенную растерянность перед решением Кремля вывести из Сирии основную часть российского военного контингента. Никто такого и ожидать не мог: надеялись, что увязнет Россия в Сирии, как те же американцы в Афганистане. Вышло ровно наоборот. И это действительно стало полной неожиданностью. Собственно, как и блестяще подготовленное с военно-технической и информационной точки зрения начало легитимной операции против исламистов. В результате публикации в западной прессе все больше напоминают контрпропаганду, направленную против руководства своих же стран.
Тональность комментариев в крупнейших американских СМИ примерно такова: Вашингтон как был пассивным, так и остался, Белый дом застали врасплох, а Путин в очередной раз переиграл Обаму. Журналисты и эксперты обращают особое внимание на то, что военное присутствие России в Сирии сохранится: ограниченные базы в Тартусе и Латакии никто сворачивать не планирует. А это значит, что в случае срыва перемирия и форс-мажорных обстоятельств, связанных с террористической угрозой, Москва сможет в мгновение ока развернуть полноценную группировку для выполнения задач любого уровня сложности.
Разумеется, полно охотников списать решение Кремля на слабость России и неспособность выполнять поставленные перед собой задачи. Таковы законы жанра: чем наглее ложь, тем охотнее в нее верят. Но взвешенная точка зрения, которая все-таки звучит на Западе, несмотря на ее "неудобность", подкреплена фактами. Перед началом операции в сентябре прошлого года Сирия находилась в состоянии полураспада, ее легитимный президент балансировал на грани потери власти, а террористы чувствовали себя хозяевами на огромной части страны. Сейчас все изменилось: большая часть "бизнеса" террористов уничтожена, так же как тысячи военных объектов и фанатиков-боевиков. Привлекательность проекта под названием "Исламское государство" (террористическая организация, запрещенная в России и ряде других стран), мягко говоря, поставлена под большое сомнение.
Кроме того, Россия показала свою способность проводить высокоэффективные операции вдали от собственной территории с применением новейших вооружений. А это дорогого стоит в условиях, когда некоторые ее партнеры до сих пор искренне уверены в необходимости говорить с Москвой "через губу" на языке угроз и ультиматумов. Собственно, договоренности России и США о запуске в Сирии реального мирного процесса показали: Вашингтон способен на адекватный диалог с сильным партнером и усмирение собственной геополитической гордыни. Может быть, это одна из главных задач операции в Сирии, которую, безусловно, можно считать выполненной. Еще один важный итог активности России в этой стране – постановка заслона перед отработанным механизмом "цветных революций", которые штамповались, как на прокатном стане. О Сирию при непосредственной помощи Москвы хозяева этого "инновационного оборудования" споткнулись. А это уже история с далеко идущими последствиями. В хорошем, разумеется, смысле.
Западные журналисты и эксперты также отметили способность Владимира Путина к нестандартным и трудно прогнозируемым в американских и европейских аналитических агентствах шагам. Впрочем, они это делают каждый раз, когда Москва, которую обвиняют во всех смертных грехах, оказывается гораздо продуктивнее и быстрее Запада, визитной карточкой которого в современной геополитике становится инерционное движение по привычным маршрутам.