Автор Михаил Шейнкман
Что подсказывает Меркель ее внутренний голос, не знает, естественно, никто. Но чтобы он и впредь кого-нибудь интересовал, ей пора загнать его еще глубже и уже прислушаться к внутренним голосам Германии. Пусть сейчас высказалась только пятая часть от всех немецких избирателей. Но это под 13 млн граждан. И их вполне хватает, чтобы эксперты назвали этот день выборов в ландтаги трех федеральных земель "супервоскресеньем". Аналогия с американскими "супервторниками" – не только в приставке. Но и в их окончании. Итоги, может быть, не все определяют, но очень многое характеризуют.
Для Меркель они означают, что ей теперь поздно что-либо менять. По крайней мере, в этих регионах – точно. То, о чем так долго говорили соцопросы, свершилось. ХДС проиграл. Он, конечно, может тешить себя победой в Саксонии-Анхальт. Но во-первых, при двух поражениях – это все равно 2:1. А во-вторых, и здесь с большим трудом дотянули только до 30%. И их едва ли хватит на первую роль, учитывая, что союзные Социал-демократы пали еще ниже. Оказались за чертой призеров и здесь, и в Баден-Вюртемберге, где победу празднуют "зеленые". СДПГ оставила за собой лишь Рейнланд-Пфальц.
Иными словами, если эти выборы для Меркель и ее коалиции были экзаменом, то она сдала его на слабенькую "троечку". А если еще проще, то она явно сдала. При этом своей политикой, по сути, наиграла успех националистической партии. Еще три года назад ее считали беспробудным аутсайдером и крыли такими эпитетами, сквозь которые, казалось, ей не выбраться никогда. Но "Альтернатива для Германии" уверенно обосновалась сразу в трех ландтагах. Причем в Саксонии-Анхальт на втором месте, лишь единицы уступив ХДС. И теперь "АдГ" представлена уже в восьми землях из шестнадцати. И то исключительно потому, что регионам, где ее еще нет, выборы посчастливилось провести до миграционного кризиса.
Не так давно произносить их название вслух считалось признаком дурного тона. А сейчас их радикальный популизм уже не вызывает политической брезгливости. Есть с чем сравнивать. Или, точнее, с кем. Все же понимают, что не надо долго искать причины обвала курса Меркель, если противопоказания теперь – на каждом углу. Их миллион. Рейтинг самой канцлерин еще достаточно высок, чтобы ей волноваться за результаты парламентских выборов-2017. Тем более, в стране по-прежнему нет политика, сопоставимого с ней по влиянию. Но какой-нибудь год назад кто мог предположить, что она с треском провалит местную кампанию? А ведь теперь ей могут не простить, что привела уже не только беженцев в страну, но и националистов во власть. Впервые после Второй мировой войны.
Эксперты, впрочем, пока не знают, что для немцев принципиальней: провал правящего режима или подъем вот такой "Альтернативы". Ее еще нельзя назвать преобладающей. Однако от ложки дегтя на первых порах этого никто и не требует. Главное, что она уже в бочке. И респектабельные партии могут сколько угодно твердить, что ни за что и ни на каком уровне не вступят с "Альтернативой" в коалицию. От них это уже не зависит. Если так пойдет дальше, она все сделает сама.