Автор Мария Мельник
Британия будет решительно защищаться от атак террористов. В суде. Один из полевых командиров движения "Талибан", Сердар Мохаммед, подал иск против правительства страны, которое обвиняет в нарушении прав человека. Создать эту ситуацию адвокатам боевика позволил один из пунктов в уставе НАТО. Там сказано, что подозреваемых в терактах можно задерживать для допроса не больше, чем на 96 часов. Соответственно, через четыре дня, говорит Мохаммад, его нужно было или отпустить, или пристрелить. А не держать под стражей больше трех месяцев.
В британском министерстве обороны недоумевают: террорист, вина которого, между прочим, в итоге была доказана, обвиняет военных в том, что его не убили. Хотели, вроде, как лучше – подождать, пока все успокоится, и провести объективное расследование. А оказались виноваты.
Если суд посчитает, что права террориста в самом деле были нарушены, это откроет ящик Пандоры. Отмщения жаждут еще несколько десятков единомышленников Сердара Мохаммеда, которые вынуждены были дожидаться суда под стражей вместо того, чтобы спокойно воевать. В британском Минобороны заявили, что жалобы террориста на предполагаемое нарушение его прав – это абсурд. А военные имеют право задерживать любого, кто пытался убить или покалечить подданных Королевства. И если закон этого не позволяет, его нужно изменить.
Но пока что закон именно таков, какой есть. Кстати, какие-то сложности для себя британцы подозревали. Минувшей осенью Лондон предлагал на время военных кампаний делать вид, что конвенций о защите прав человека как бы и нет. Пока неясно, выступит ли Британия с официальной инициативой об изменении устава НАТО, и как в этом случае отреагируют в руководстве альянса. Но что-то делать нужно: или соблюдать устав, или судиться с каждым боевиком. Можно, конечно, найти компромисс, хорошо знакомый работникам обычной, гражданской полиции: отпускать подозреваемого через 96 часов, и сразу опять задерживать, пока не ушел далеко.
Сейчас каждый такой судебный иск рассматривают отдельно. Уходят на это иной раз годы, а обошлись к настоящему моменту в общей сложности все эти судебные процедуры почти в 200 млн евро. Так что, с точки зрения британцев, наверное, действительно проще просто переписать законы.