Американский Аналитический центр европейской политики (CEPA) опубликовал доклад о "российской пропаганде" в Центральной и Восточной Европе, взяв в качестве примера новостное агентство Sputnik.
В докладе под названием "Пропаганда на новой орбите: проект информационной войны-2" его автор Бен Ниммо пишет о том, что "российская кампания по распространению дезинформации" в этих регионах выходит за рамки лингвистических и политических барьеров.
Агентство Sputnik, которое автор доклада называет "таблоидом", подвергается критике по ряду пунктов. В частности, автор недоволен выбором комментаторов в Чехии и Польше – на его взгляд, они проявляют "одностороннюю враждебность к мейнстриму".
Кроме того, Ниммо пишет, что Sputnik систематически публикует точку зрения тех членов Европейского парламента из Центральной и Восточной Европы, которые выступают против правящей политической элиты в Европе и поддерживают Россию, в то время как другой взгляд на вещи почти не отображается. Конечная цель Москвы, по его словам, дискредитировать западные правительства, западные политические инициативы и организации вроде Евросоюза или НАТО, с одной стороны, и укрепить свои позиции, с другой.
Доктор политических наук, профессор МГУ Андрей Манойло в эфире радио Sputnik напомнил, что это не первый случай, когда российские СМИ становятся объектом информационной атаки со стороны Запада.
"Sputnik – уже второе российское информационное агентство после RT, которое становится объектом такой информационной атаки. И эти атаки все время развиваются по одному и тому же сценарию – сначала российские радиостанции или телеканалы всячески ругают, то есть обвиняют их в пропаганде, причем самой оголтелой. А потом говорят о том, что Западу, в общем, неплохо было бы создать что-то подобное, чтобы влиять на умы в России. Все это, безусловно, показатель эффективности российских СМИ", – сказал Андрей Манойло.
По его словам, российские СМИ используют новые нестандартные подходы, который Запад просчитать не может.
"Я думаю, что западным пропагандистам с российскими СМИ не тягаться, потому что они все-таки склонны к притягиванию каких-то стандартных шаблонов, которые уже избиты и не обладают эффективностью. А СМИ в России всегда придумывают что-то новое, дают неожиданные, но при этом очень точные комментарии событий, которые происходят. И Западом это воспринимается как некий асимметричный ответ, который просчитать и предугадать они не могут", – сказал политолог.
В списке спонсоров центра CEPA числятся, в частности, Пентагон, а также ряд крупных производителей военной техники – такие компании, как Lockheed Martin, Bell Helicopter, Sikorsky Aircraft. По словам Андрея Манойло, вполне логично, что именно оружейные компании, по сути, являются инициаторами атаки на российские СМИ.
"Что касается того, почему оружейные компании, по сути, организовали эту информационную атаку, здесь все логично. Представьте себе огромный оружейный контракт. Политика конфронтации, которую проводят некоторые западные политики, напрямую соответствует интересам оружейных компаний – разжигаются новые конфликты, планируются вторжения в новые страны, и все это открывает новые рынки. И здесь западные политические элиты стараются прикрывать свои действия какими-нибудь легендами о всеобщем благе, о демократизации, о том, что они несут счастье всему миру. А тут приходят российские СМИ, начинают все эти иллюзии разрушать, срывать покровы. Кому это понравится?", – заключил политолог.