Украинский бизнес оказался не готов к новым правилам торговли с ЕС. В частности, это коснулось поставок яиц, куриного мяса и меда. Так, например, Украина была вынуждена временно приостановить выдачу ветеринарных документов на экспорт меда в ЕС в связи с обнаружением Чехией запрещенных веществ в этом продукте. Сообщалось, что в пчелином меде украинского происхождения, который экспортировался в Чехию, были обнаружены противомикробные вещества.
Соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ) Украины с Евросоюзом вступило в действие с 1 января 2016 года. В связи с чем Россия с 1 января приостановила для Украины действие договора СНГ о зоне свободной торговли и ввела таможенные пошлины для защиты своего рынка от наплыва беспошлинных товаров из ЕС. Кроме того, в отношении Украины введено продуктовое эмбарго как для страны, поддержавшей антироссийские санкции.
Как отмечают украинские бизнесмены, зона свободной торговли Украины с Европой сегодня работает только в одну сторону – в сторону Украины. Для украинских товаров никакого открытия европейских рынков не произошло.
Главный экономист Института фондового рынка и управления Михаил Беляев считает, что Украине с самого начала не на что было рассчитывать.
"Этого и следовало ожидать. Украине, да и всем остальным странам давно пора отказаться от иллюзий, что внешний рынок широко открывает для них двери. Он открывает их только по тем товарам, которые там нужны. Понятно, что украинские товары мало для кого представляют там большой интерес, несмотря на политические заявления о том, что с 1 января для Украины открывается зона свободной торговли. Много хороших слов было сказано, но была оговорка, что Украине придется адаптировать товары под Западную Европу. Давно пора понять, что это игра в одни ворота, какие бы улыбки к лицу ни приклеивались. Свои товары европейцы продвигают на все рынки, а для чужих создают препятствия", – сказал Михаил Беляев в эфире радио Sputnik.
Он отметил, что ЕС ввел для Украины квоты по многим товарам.
"Если посмотрим на квоты на 2016 год, то они существуют по 36 группам товаров. Например, по пшенице – 950 тысяч тонн, по ячменю – 250 тысяч тонн, а по меду, о котором так все говорят, разрешено ввозить всего пять тысяч тонн. То есть даже той капле в море, которую предполагается ввозить с Украины, и то ставят препятствия и шлагбаумы", – сказал экономист.
По его мнению, правильным решением для Украины сейчас было бы возвращение к сотрудничеству с Россией, но Киев на это идти не хочет.
"Они что думали – что попали в рай? Ни в коем случае. И это давно надо было понять – что их там никто не ждет. Мы уже 30 лет наблюдаем одно и то же, только по разным направлениям, по разным товарным позициям. Хотя какие другие рынки сбыта они могут найти? Конечно, Украина могла бы дать разворот и повернуться к России. Я думаю, мы бы не отказали и в очередной раз сделали шаги доброй воли. Но политические власти Украины, похоже, уже не могут выскочить из этой игры. Хотя всем понятно, что эта петля будет только затягиваться", – заключил Михаил Беляев.