Автор Ника Филимонова
Праздник не приходит. Список стран, где рождественские и новогодние празднования запрещены или "категорически не рекомендованы", год от года расширяется. В том числе в Брунее, Сомали, и, что интересно, в Таджикистане праздничные елки – под официальным запретом.
В Брунее за рождественские гирлянды на доме или елочку во дворе с этого года можно получить до 5 лет тюрьмы, или штраф до 20 тысяч долларов, либо и то и другое. То же самое – тем, кто вздумает пройтись по улице, скажем, в костюме Санта-Клауса. И это при том, что в султанате проживает значительное число христиан. Даже гостиницам, где останавливаются иностранные туристы, запрещено радовать своих постояльцев привычным ярким убранством. Пока непонятно, запрещено ли подданным султана праздновать Новый год и Рождество в кругу семьи, за плотно опущенными шторами. Если так, то это будет означать, что султан Хассанал Болкиах решил последовать примеру саудовской королевской семьи, категорически запретившей на территории страны "иноземные праздники" в любом виде. Полиция там имеет право посещать "подозрительные" дома в целях предотвращения такого рода преступлений. И это при том, что в соседних аравийских монархиях, таких как Бахрейн или Объединенные арабские эмираты, никаких проблем с этими праздниками нет.
В Сомали, если хочешь веселиться на Рождество, изволь делать это за закрытыми дверями, то есть у себя дома. Там в полицию и службу национальной безопасности власти направили письма с указанием "предотвратить публичные рождественские празднества". В Могадишо официально объясняют это нежеланием "провоцировать" исламских экстремистов, которых на территории Сомали хватает.
Удивительно, что сходную политику безо всяких экстремистов уже третий год проводят и власти Таджикистана. Никакого Деда Мороза, елок и поздравительных открыток. Объясняется это тем, что у таджиков есть свой новый год – Навруз, вот его и надо праздновать. Примечательно, что в соседнем Иране, откуда, собственно, и пришла традиция Навруза, никаких запретов на Рождество нет. Естественно, празднуют его там в основном местные христиане. Но при этом и не думают скрываться: в христианских кварталах Тегерана в эти дни – праздничное изобилие еловых ветвей и гирлянд. А в Душанбе, где все жители, и христиане, и мусульмане, за время советской власти свыклись с вполне светскими новогодними праздниками, теперь все наоборот.
Впрочем, "перегибов на местах" хватает везде. Американская сеть ресторанов Berryhill Baja Grill в штате Техас, например, демонстративно отказалась следовать политике религиозной толерантности. Клиенты должны быть готовы: при входе в ресторан их будут поздравлять с Рождеством, хотят они того или нет. Если кого-то что-то не устраивает, он или она может покинуть заведение. Удерживать насильно никого не будут.
Удивляют в этом году и на европейском континенте. В Мадриде местные власти озаботились проблемой гендерного равенства и хотят поручить на рождественских шествиях роль одного из трех волхвов… женщине. Так что 5 января по улицам испанской столицы может пройти процессия во главе с двумя царями-магами и одной "царицей". Скандал по этому поводу уже бушует – но власти непреклонны. "Руководство мэрии не видит никаких препятствий, чтобы эту работу выполнила женщина, тем более что их в оргкомитете большинство", – заявила представительница властей.
Ну что же, равенство так равенство. Наверное, где-то скоро Санта Клаус, Папа Ноэль и Йоулупукки наденут юбки. И не поймешь, что шокирует больше: категорические запреты или такое "современное толкование" праздников.