Автор Михаил Шейнкман
Ираклий Гарибашвили пришел в правительство с одним рекордом, а ушел с двумя. Самый молодой премьер Европы теперь и самый молодой экс-премьер. В 33 года не все еще знают, кем быть, а он уже был. Формально, если следовать букве Основного закона, самым главным человеком в этой стране. Лишь летом вступил в возраст Христа. В Грузии, однако, ему не суждено было стать мессией. Максимум – одним из его учеников. В 2013 многие еще надеялись, что самым способным. Сам Бидзина благословил.
Когда "могильщик режима Саакашвили" через год после собственного премьерства оставил вместо себя этого перспективного юношу, это было похоже не столько даже на кадровый эксперимент, сколько на стремление придать новому политическому облику государства соответствующее олицетворение. В этом смысле этот шаг себя вполне оправдал. Гарибашвили так и не повзрослел. Отставке радовался, как ребенок. Трансляцию его заявления вели все местные телеканалы. Говорят, таким счастливым он не смотрелся даже тогда, когда его утвердили председателем правительства. Видимо, это все-таки была не его "грузинская мечта". Тогда его закрыли в кабинете, а сейчас вернули молодость и жизненный путь.
Хотя уверяет, что сам так решил. А тот, кого в этой стране все равно считают самым главным, лишь дал пример, а не приказ. "Бидзина Иванишвили показал, что значит вовремя прийти и вовремя уйти. Должности – это временное, вечными являются Господь и родина", – продемонстрировал Гарибашвили, что слогом и пафосом он вполне овладел. С убедительностью – хуже. Мотивация "по собственному желанию" – под стать всей его деятельности. Она тоже выглядит невнятной. Уже потом, в телевизионном обращении к народу, он добавит, что выполнил свою задачу. Страну стабилизировал, экономику наладил, общество успокоил. Он мог бы еще сказать, что и весомой поддержки населения добился. Это тоже вызвало бы недоумение.
За два года у него было достаточно поводов для отставки. Политические скандалы, громкие обвинения, бесконечные препирательства с президентом, масштабный экономический кризис, резкое обесценивание лари. Но сейчас ее уже не ждали. Казалось, что все свои неприятности Гарибашвили пересидел. Хотя потому, наверное, его и убрали, чтобы создать ощущение, что они уходят вместе с ним. В Грузии приближаются тяжелые предвыборные дни. И это уже будет борьба по-взрослому. Следующим премьером, скорее всего, станет глава МИД, давний партнер и соратник Бидзины Иванишвили, 48-летний Георгий Квирикашвили. Это вполне рабочий вариант. По крайней мере, по возрасту. Иванишвили сейчас опять нужен антикризисный управляющий страной. Парламентские выборы – следующей осенью, а рейтинг "Грузинской мечты" не превышает 18%. Впрочем, если вспомнить, когда-то он вообще с нуля начинал. Правда, тогда ему предстояла битва с чудовищем. А сейчас, по сути, с самим собой.