Арбитражная палата комитета по этике Международной федерации футбола (ФИФА) отстранила на восемь лет от футбольной деятельности президента организации Йозефа Блаттера и главу Союза европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) Мишеля Платини. Президент Международной федерации футбола также был оштрафован на 50 тысяч швейцарских франков, глава Союза европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) – на 80 тысяч.
Блаттер и Платини теперь имеют право подать апелляцию в Спортивный арбитражный суд. Президент ФИФА уже заявил, что сделает это, так как не понимает причины отстранения. В УЕФА заявили, что разочарованы решением комитета, и также не исключили подачи апелляции. Выборы нового главы организации должны пройти в феврале 2016 года.
Обвинения против Блаттера и Платини во многом "притянуты за уши", считает футбольный обозреватель Александр Владыкин.
"Все это – элементы большой игры. Цель одна – поставить во главе ФИФА нужного человека. В данном случае речь идет об иорданском принце. Хотя тот уже заявляет, что нет никаких проблем с Россией, которая получила право на проведение ЧМ по футболу в 2018. И вроде бы остался только вопрос по Катару. Но настроения быстро меняются. Сегодня все хорошо, а назавтра уже появляются проблемы. Я так думаю, что сегодня принцу важно убрать со своей дороги (ему ли самому, или людям, которые за ним стоят) главных претендентов. А потом взойти на пост президента ФИФА", – сказал Александр Владыкин в эфире радио Sputnik.
В основном атака Комитета по этике направлена против Мишеля Платини, считает он.
"Уже ясно, что Блаттер уходит со своего поста. И весь удар приходится на Платини. На сегодня он – самый уважаемый человек в футбольной среде среди действующих чиновников такого уровня. Это – претендент номер один на пост президента. И его нужно убрать. Что остается делать Платини? Есть пять недель для того, чтобы рассмотреть его апелляцию. Успеет ли это сделать Спортивный арбитражный суд? Обычно дела там могут тянуться по нескольку лет. По закону он может и ускорить темп, явившись туда напрямую. Но для этого ему нужно разрешение руководства ФИФА. А в ФИФА сейчас некому разрешать, если и сам глава ФИФА отстранен. Здесь никаких уже спортивных тем не осталось. Здесь подоплека только политическая. Если у Платини есть в кармане сильный "козырь", то только он может подействовать. Просто говорить о том, что он честен – это бесполезно", – считает Александр Владыкин.
Общий ход событий, по мнению футбольного обозревателя, был предопределен заранее.
"Некоторое время назад эксперты уже называли срок, на который Платини с Блаттером могут быть отстранены. Это семь лет. Ну вот, они совсем немножко ошиблись, в итоге – восемь. И мы понимаем, сколько в этой истории такого, что уже расписано "как по нотам". Ведь очень трудно такие сильные фигуры отстранить просто потому, что кому-то этого очень хочется. Это ведь касается не только Платини с Блаттером. Была проведена и не одна волна арестов чиновников высшего ранга, которые возглавляли региональные футбольные ассоциации. То есть за каждым, возможно, идет слежка, на каждого есть определенная папка. И я думаю, что не может такого быть, чтобы Платини всего этого не знал. Он же прекрасно представляет себе ситуацию, знает те рычаги, которые всем управляют. И при этом он все же надеется еще что-то сделать", – считает футбольный обозреватель.
Для того, чтобы прогнозировать будущее ФИФА, если во главе организации все же встанет иорданский принц, надо понимать, "насколько он зависим от тех людей, которые его привели", полагает он.
"Идет такой намек, что это структуры, связанные с американскими политиками. На ЧМ 2022 года претендовали США. А на чемпионат 2018 года претендовала Англия. И когда она проиграла в первом же туре, то для них это был шок. И потом сколько было историй, когда они каким-то образом давали понять, что это незаслуженно и надо все "вернуть назад". И что получается в итоге сегодня? Приходит на этот пост не то чтобы совершенно незнакомый человек – в структуре ФИФА его знают – но все же происходит смена руководства. А ФИФА – это влиятельная организация. И ее руководство принимается в высших структурах власти. Президент ФИФА – это очень значимая фигура. И когда мы говорим об этих подковерных играх в ФИФА, надо понимать, что здесь без политики, причем без политики высокого уровня не обходится", – считает Александр Владыкин.