Автор Михаил Шейнкман
Активности исламского альянса, созданного Саудовской Аравией для борьбы с терроризмом, могут позавидовать лучшие PR-агентства. Без году неделя, а уже второй раз "взрывает" информационное пространство. И это не считая его громкой презентации. Спустя пару дней после нее стало ясно, что воевать с ИГ эта коалиция 34 правоверных стран, несмотря на героические заявления Эр-Рияда, не собирается вовсе. Максимум, как уточнили в Анкаре – а она тоже в деле – это вести с экстремистами душеспасительные беседы и теологические баталии на идеологическом фронте. Но получается, что новая группировка даже до него добраться не смогла без потерь.
Переоценил Эр-Рияд свои силы. Точнее, поторопился некоторые из них назвать "своими". По крайней мере, для ряда членов новой организации участие в ней оказалось большим сюрпризом. В Пакистане, например, узнали о нем из новостных агентств. И тут же вспомнили, что Саудовская Аравия без него его женила и в истории с коалицией против хуситов в Йемене весной этого года. Министр иностранных дел Пакистана Айзаз Чоудри заявил, что он уже попросил посла в Эр-Рияде выяснить, "как такое вообще могло произойти".
Возмутился Ливан. Премьер-министр Таммам Салам на словах вроде бы поддержал идею, но "Хезболла" назвала альянс "подозрительным" и участие в нем Бейрута отвергла. А она в Ливане имеет куда большее влияние, чем правительство. С ней, предположим, все понятно. Во-первых, шииты, Эр-Рияд же собирает под свое крыло суннитов. Во-вторых, в отличие от него, она уже бьет ИГ в Сирии по-настоящему, а не "силой мысли". Но против военного подчинения выступили и ключевые министры, включая главу внешнеполитического ведомства.
Известие о саудовской инициативе застало врасплох и Малайзию с Индонезией. Хотя первую Эр-Рияд уже посчитал, а вторую назвал кандидатом. Иными словами, если отряд не заметит потери бойцов, то потому что их в нем и не было. Скорее, бойцы не заметили, как стали отрядом. И это только те, кто решился публично раскрыть эту антитеррористическую аферу. Точно и не скажешь, зачем Саудовской Аравии понадобились эти приписки. Возможно, монархия, не лишенная геополитического тщеславия, искренне хотела вмешаться в региональную расстановку сил предводителем всего мусульманского мира. Потому и выдвинула идею чистоты ислама, что не сомневалась: все за честь сочтут порадеть ему. Даже если без приглашения.
Им бы посоветоваться с Вашингтоном, как следует обставлять такие дела. США говорят же, что у них в коалиции против ИГ более шестидесяти государств. И не уточняют, какие именно. Так и возникает иллюзия международной всеобщности. Чтобы избежать разоблачения, требуется меньше конкретики. Для масштаба и пафоса нужны лишь общие сведения. Хотя в этом исламском альянсе все-таки есть что-то американское. Уж очень он напоминает тех сирийских повстанцев, что обучались в военных лагерях Пентагона. Тоже громкий проект. И тоже еще не довели до линии фронта, а уже растеряли. В этом случае, правда, хорошо, что без оружия.