Пакистанские талибы вслед за афганскими отказались присягать на верность террористической группировке "Исламское государство" (запрещена в России) и ее лидеру Абу Бакру аль-Багдади, сообщила пакистанская газета Dawn.
Согласно заявлениям талибов, их цели и методы сильно отличаются от устремлений ИГ, и им не по пути. Более того, афганские талибы сообщили, что пустили в ход спецотряды для борьбы с боевиками "Исламского государства", чтобы пресечь их наступление на Афганистан. Бойцы для подразделений прошли тщательный отбор и обучение и насчитывают более тысячи человек.
Истоки движения "Талибан" и "Исламского государства", их цели и силы, за ними стоящие, существенно различаются, отметил в эфире радио Sputnik старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук Борис Долгов.
"Исторически "Талибан" и "Исламское государство" возникли в разных условиях, и у их истоков стояли разные силы. "Талибан" – это в большей степени движение национальное. Возникновение его – это долгая история с корнями в 20-х и 30-х годах прошлого века. Затем "Талибан" получил импульс в своем развитии во время гражданской войны в Афганистане. И цель, которую он ставит – это создание там исламского государства. В то время как группировка ИГ возникла не так давно в Ираке, а потом заявила о себе как о движении по созданию халифата и на части Ирака, и на части территории Сирии. Эта группировка была направлена сначала против шиитской общины в Ираке, затем она активно включилась вместе с другими исламистскими группировками в Сирии в борьбу против (президента Сирии) Башара Асада. И опять же с "антишиитскими" лозунгами за создание суннитского исламского государства", – сказал Борис Долгов в эфире радио Sputnik.
В противостоянии "Талибана" и ИГ есть несколько составляющих, полагает он.
"Если говорить о разногласиях, то здесь они в большей степени имеют политическую окраску. То есть талибы пытаются сохранить свою власть и влияние в Афганистане, Пакистане, в этом регионе. А ИГ провозгласило создание халифата, глобальная цель – создание всемирного халифата, включающего все территории. В том числе и Афганистан, и Пакистан, что, естественно, неприемлемо для "Талибана". Но надо сказать, что "Талибан" – это не единственное там движение. Есть различные силы, которые поддерживают и "Исламское государство". Есть "раскольники" и внутри "Талибана". Но большая часть выступает против. И сейчас мы видим консолидацию антиигиловских сил, которые все больше и больше получают поддержку и от населения", – отметил эксперт.
Кроме того, по его словам, существует и экономический аспект противостояния "Талибана" и ИГ.
"Экономическая составляющая также играет роль. Она здесь завуалированная. У "Исламского государства", контролирующего ресурсы на захваченных территориях Ирака и Сирии, есть стремление захватить и ресурсы в Афганистане. Тут и транзитная торговля, и наркотрафик. Здесь и экономические факторы, заключающиеся в том, что имеется финансовая поддержка и талибов, и ИГ со стороны различных исламских фондов. И за эти ресурсы тоже идет борьба", – добавил Борис Долгов.
В дальнейшем, по мнению эксперта, все эти противоречия будут только усиливаться.
"Похоже, что противостояние складывается непримиримое. Были и ранее вооруженные столкновения между отрядами талибов и отрядами ИГ. Сейчас противостояние будет выводиться на новый уровень. И вооруженные столкновения приобретут более острый характер", – заключил Борис Долгов.