Автор Ася Гром
Климат и его будущее стали для большинства цивилизованных стран серьезным испытанием, а согласование позиций – далекой до исполнения мечтой. Напомню, что Климатический саммит обозначил цель – сдержать глобальное потепление на отметке менее полутора градусов Цельсия. Иными словами, к 2100 году средняя общемировая температура не должна вырасти более чем на полтора градуса. Эта задача сложна для выполнения и гораздо более трудна, чем предыдущая планка в два градуса.
Сжигание ископаемого топлива и многочисленные отрасли промышленности уже привели к тому, что глобальные температуры по сравнению с 19-м веком поднялись в среднем на градус. Это вызвало повышение уровня моря более чем на 20 сантиметров. Лидеры ряда островных стран всерьез обеспокоены, что потепление на целых два градуса попросту сотрет их государства с лица Земли. Причем подобная судьба может постигнуть и многие крупные прибрежные города, например, Нью-Йорк или Лондон. Однако проблемы будут не только у них, под угрозой – будущее всей Европы, продолжает физик-теоретик, сторонник идеи парниковой катастрофы Алексей Карнаухов:
"Глобальное потепление, которое сейчас происходит и которое может перейти в необратимую стадию с весьма печальными последствиями для человечества, в ближайшее время может спровоцировать наступление очередного ледникового периода. Считается, что глобальное потепление вызывает таяние льдов Гренландии, может опреснять воды Ледовитого океана и Северной Атлантики. В результате свойства течений Северной Атлантики изменятся. Сейчас, например, Лабрадорское течение, которое течет между Гренландией и Канадой и движется наперерез Гольфстриму, имеет плотность воды, которая ниже чем у Гольфстрима, и поэтому спокойно под него подныривает, не мешая Гольфстриму "подогревать" Европу. Но по мере увеличения количества пресной воды в этом течении, оно может врезаться в Гольфстрим, оттеснив его к югу и нарушив это тепловое обеспечение Северного полушария. Больше всего пострадает Европа, в значительной мере Северная Америка. И Россия тоже должна опасаться такого. Падение температуры в результате остановки Гольфстрима может составлять около 20 градусов в Европе".
В ходе саммита также было объявлено о возможном сокращении мировых выбросов углекислого газа из-за сжигания ископаемого топлива в 2015 году. При этом причина заключалась не в экономическом спаде, отметили специалисты. Это стало возможным благодаря тому, что в Китае было закрыто множество угольных электростанций – выбросы в Поднебесной упали почти на 4%. Ученые считают, что если Китаю удалось достигнуть таких результатов, то это станет возможным и в других странах, например, в Индии.
Вместе с тем, многие специалисты полагают, что связь между изменением климата и деятельностью человека еще пока не доказана, напоминает завсектором энергетических рынков Института энергетики и финансов Николай Иванов:
"С одной стороны, изменение климата – это научный факт. То, что концентрация углекислого газа сейчас достигла исторических максимумов – это факт. То, что большая часть эмиссий парниковых газов происходят от деятельности человека – это третий факт. Но нет такого точного научного знания, что эти все явления связаны между собой, что изменения климата происходят именно из-за концентрации углекислого газа. Здесь ученые еще спорят, потому что очень много факторов, которые имеют противоположный знак, одни – "за", другие – "против".
Более того, не стоит забывать и о тех факторах, которые буквально в один миг могут поменять существующую модель развития, добавляет эксперт:
"Если к 30-му году Калифорния запретит продавать автомобили с двигателями внутреннего сгорания, то это поменяет весь мировой автомобильный ландшафт, потому что Калифорния определяет моду на автомобили по всему миру. Каждая компания должна удовлетворять требованиям Калифорнии, иначе она не сможет продавать там свои машины, а это – крупнейший рынок".
Не следует также забывать споры и о том, что же ждет на самом деле мир – потепление или похолодание.
"Возможно, в прошлом падение крупных метеоритов начинало малые парниковые катастрофы, в результате которых вымирали динозавры. Поэтому, конечно, климатические изменения – это главная опасность. И не похолодания, а потепления, нарушения химического равновесия, которое сложилось на нашей планете, и перехода глобального потепления в необратимую фазу, в то, что я называю парниковой катастрофой. Именно изменения климата могут привести к тому, что наша планета превратится в Венеру, в подобие Венеры, и жизнь на поверхности станет невозможной".
Конечно, все эти споры не помешали участникам встречи в Париже достичь определенных результатов. Так, Европейский союз заключил договор с 79 африканскими, карибскими и тихоокеанскими странами. Представители стран считают, что договор должен быть юридически обязательным, всеобъемлющим и справедливым, а также пересматриваться каждые пять лет. По нему Евросоюз выплатит 475 млн евро на поддержку действий в защиту климата странам-партнерам до 2020 года. Но вот ждать каких-то прорывных решений было бы несколько наивно, уверен доцент кафедры политологии и социологии Российского экономического университета им. Плеханова Александр Перенджиев:
"Саммиты собираются не только для того, чтобы решать вопросы, но и чтобы имитировать решение вопросов.
Не исключено, что нынешняя климатическая конференция в Париже запомнится высказыванием одного из самых высокопоставленных деятелей католической церкви, кардинала Питера Тарксона, который считает, что контроль над рождаемостью может оказать благоприятное влияние на климатические изменения. По его мнению, контроль рождаемости, в частности, может смягчить такие последствия потепления, как дефицит пропитания. По данным ООН, к 2050 году миру нужно будет прокормить уже не 7, а 9,7 млрд человек.