Автор Дмитрий Геер
Русские сезоны на известных мировых аукционах редко обходятся без ценовых рекордов. Так, в 2007 году главным сюрпризом на Sotheby's стала сумма, уплаченная за произведение известного российского художника начала 20 века Михаила Ларионова. Его "Натюрморт с кувшином и иконой" в неопримитивистском стиле ушел с молотка за 4,5 млн долларов. Еще одним впечатляющим достижением стала продажа картины Бориса Кустодиева "Пикник" за 2,5 млн.
Коммерческий интерес к русскому искусству на западном рынке появился к середине 70-х годов, но регулярные торги, признавшие и художественную, и коммерческую ценность работ русских живописцев, начались в 1984 году. В 1988-м Sotheby's провел свой первый аукцион в Москве, который до сих пор считается сенсационным, потому что показал рекордные цены и на современное искусство. Однако пиком коммерческого интереса стал 1989 год. Вещи уходили, по сравнению со стартовой ценой, с громадным отрывом.
Последствием этих аукционов стал настоящий бум на русский авангард. Пример тому – полмиллиона фунтов стерлингов за работы Любови Поповой, или 800 тысяч долларов – за пейзаж Александры Экстер. Тогда же десятикратно выросли цены и на полотна русских реалистов 19 века, и на работы живописцев "Мира искусства". Сейчас число покупателей из России значительно выросло: в игру вступили частные лица, коммерческие галереи, банки, которые, в основном, покупают живопись 19 века.
"Русское искусство покупают практически 99% только лишь представители нашей культуры, российской ментальности, русскоязычные, в основном проживающие в РФ, странах СНГ и в небольшой своей части живущие в других странах мира. Но основные покупатели русского искусства, основные потребители, главные коллекционеры – это граждане нашей страны".
Следует отметить, что рост интереса к произведениям из России пока что не стал частью регулярного спроса, однако говорить, что он скоро сойдет на "нет", пока еще очень рано.
"Основные, базовые категории – неизменны. Это, конечно, импрессионисты и модернисты, английская и американская живопись и графика, это скульптура, мебель, ковры, ювелирные украшения, современное искусство. Последние 20 лет – русское искусство, китайское искусство. Очень долгое время пользовался интересом японский аукцион, где продавались произведения японских художников. А потом в силу экономических причин в самой Японии стало меньше интереса. И японский отдел Sotheby's больше не работает. Это не значит, что японские произведения искусства больше не интересны, просто они перемещаются в отдел азиатского искусства".
Одновременно в России активно развивался и собственный аукционный бизнес. И сегодня его молодость имеет и свои минусы, и свои плюсы, продолжает директор аукционного дома "Рашенкойн", официальный представитель аукционного дома "Кюнкер" в России Алексей Ончуков:
"В России аукционный бизнес мог возникнуть не раньше, чем 25 лет назад. Sotheby's и Christie's пишут свою историю с 19 века. Поэтому российский аукционный бизнес, естественно, более молодой. Это, с одной стороны, негатив, а с другой – позитив. Негатив заключается в том, что это действительно маленькая история, а позитивность этого момента в том, что нет застарелости, новые технологии и новые связи более доступны российским аукционным домам.
Эксперты отмечают, что сегодня в мире образовались два параллельно развивающихся сегмента рынка русского искусства: один из них – с шедеврами и второй – с работами среднего уровня. Несмотря на экономические проблемы, на торги регулярно приходят новые покупатели, а произведения русского искусства продаются дороже заявленной оценки. Более того, в сегменте шедевров, по мнению главы русского отдела Sotheby's Джоанны Викери, заметна тенденция к росту цен. Например, "Композиция с кругом и линиями" Александра Родченко, которая была продана в начале ноября на Sotheby's в Нью-Йорке, ушла почти за 650 тысяч долларов, тогда как ее "эстимейт" был в рамках 300-500 тысяч.