Автор Дмитрий Геер
Рекорды, которые регулярно ставятся в стенах крупнейших аукционных домов по всему миру, доказывают простую истину: произведения искусства все больше воспринимаются как финансовые активы. Однако в отличие от финансовых инструментов, которые инвестор может разобрать "по косточкам", с произведениями искусства все гораздо сложнее. Понять, сколько именно должна стоить известная "улыбка" или не менее известный "завтрак", весьма сложно. Именно поэтому аукционные дома очень долго работают с каждым произведением.
Экономист Уильям Баумол говорил, что цены на картины "движутся туда-сюда без объективности и благодаря усилиям тех, кто считает предметы искусства инвестициями". Однако для тех, кто имеет дело с произведениями искусства постоянно, все-таки существуют определенные критерии, из которых и формируются верхние и нижние пределы стоимости работы, которая выставляется на торги. Говорит искусствовед, генеральный директор Sotheby's Россия Михаил Каменский:
"Сначала эксперты компании рассматривают сам предмет, изучают его. В каких-то ситуациях принимают самостоятельное решение, в каких-то обращаются к специалистам по тому или иному художнику. И убеждаются в том, что произведение, предлагаемое на торги, является подлинным, его происхождение законное, что к этому предмету и владельцу нет никаких претензий. После этого компания изучает рынок конкретного художника и на основании сопоставлений, аналогов продаж на мировых торгах, высказывает свое предложение о цене. Предложение это, как правило, состоит из двух цифр и называется оно "эстимейт" – прогноз продаж. Сначала идет цифра ниже, а потом выше. Этот "эстимейт" является нашим представлением о том параметре ценообразования на аукционе, это те крайние точки, в которых может колебаться цена на данное произведение".
Однако бывают случаи, когда оценка оказывается слишком далека от реальной цены, которую дают за картину. И этому тоже есть объяснения, продолжает эксперт:
"Очень часто бывает так, что если это очень хорошая вещь и количество претендентов на это произведение искусства неожиданно для нас оказывается большим, чем мы предполагали, то тогда цена может вырасти. Это невозможно предугадать. Но, как правило, мы не ошибаемся. И практика торгов показывает, что наши "эстимейты" верны".
Что касается покупателей, то эксперты считают, что многие это делают не только из-за любви к искусству, но и потому, что подобные вложения имеют весьма весомый экономический смысл, подчеркивает ведущий аналитик инвестиционной компании "Прагматика" Роман Ткачук:
"В последние годы аукционный бизнес активно развивается, на аукционах стали присутствовать новые покупатели из Китая, Катара, Саудовской Аравии. Российские олигархи активно участвуют в торгах – Усманов, Вексельберг, Абрамович активно покупают предметы искусства. Мы видим активизацию на этом рынке. Сейчас, можно сказать, кризисное время, традиционно предметы искусства – защитный актив, их цена более устойчива. И мы не исключаем в ближайшее время новых рекордов. Я думаю, что эти картины еще находятся в частных коллекциях, есть возможность их продать. Художники прошлых веков уже находятся в музеях. Страховая сумма Джоконды составляет порядка миллиарда долларов, картина заметно выше оценивается, чем рекордная сумма картин Пикассо, Сезанна, Гогена".
При этом необходимо каждый раз помнить о том, что есть объекты, которые пользуются спросом всегда, а есть и внезапно возникший интерес со стороны коллекционеров к тому или иному художнику, времени, направлению, продолжает Михаил Каменский:
"Когда мы проводим аукционы современного искусства, и такие объекты относятся к разряду пользующихся спросом, то тогда, в рамках наших аукционов, аукционных коллекций и, соответственно, в каталогах появляются необычные объекты, которые делают современные художники. В целом интерес коллекционеров соответственно меняется. Потому что коллекционирование подвержено веяниям моды. И на каком-то этапе большее количество людей интересуется, условно говоря, импрессионистами, а потом начинают собирать американское искусство после Второй мировой войны до 80-х годов. А в Англии интерес может переместиться со старой английской живописи на английское серебро или на современное искусство".
При этом коллекционеры должны понимать, что их выбор – это всегда финансовый риск. Одни картины, взлетев до небес на аукционе, потом показывают куда более скоромные ценовые результаты. Это зачастую относится к раритетным картинам. Тогда как произведения, не относящиеся к этому разряду, могут и в будущем "показывать много нулей".