Автор Ася Гром
Осенью этого года стало известно, что специалисты американской корпорации ExxonMobil еще 40 лет назад выяснили прямую связь между сжиганием топлива и изменениями климата. Специальное исследование на эту тему провело экологическое новостное агентство. Сразу после появления исследования группа американских конгрессменов и сенаторов предложила провести федеральное расследование.
Итак, ученые смогли установить, что ископаемое топливо вызывает изменения климата. И после этого корпорация потратила немалые деньги на то, чтобы развернуть информационную кампанию. Ее цель была проста — заставить американцев поверить, что риски незначительны. Теперь же выводы экспертов стали для ExxonMobil холодным душем: если эти обвинения против Exxon верны, то действия корпорации были безнравственными, а возможно и противозаконными. Одновременно на ум приходит и тот факт, что США так и не стали частью Киотского протокола.
В свое время Киотский протокол был согласован администрацией Клинтона, однако Сенат проголосовал 95 голосами "против" вступления при ноле голосов "за". В свою очередь, президент США Джордж Буш категорически отказывался от ратификации Киотского протокола. Придя к власти, президент Обама обещал сократить выбросы на 17% ниже уровня 2005 года к 2020 году, но в 2010 году Сенат опять не поддержал ратификацию Протокола. Почему в этот момент никто не захотел развивать мысль о том, что Вашингтону принадлежит одна из ведущих ролей в появлении Киотского протокола на свет, напоминает руководитель климатической программы Всемирного фонда дикой природы России Алексей Кокорин:
"США были инициатором именно такого построения, они очень отстаивали идею торговли квотами, США подписали Киотский протокол, но затем не стали его ратифицировать. Забегая вперед, могу сказать, что не стала его вначале подписывать Австралия, а потом в него все же вошла. Канада долгое время была в Киотском протоколе, а затем все-таки из Киотского протокола вышла в 2012 году. Но это не имело принципиального значения".
Киотский протокол накладывает жесткие ограничения на выбросы парниковых газов в атмосферу. Следовательно, любой индустриальный рост сталкивается с необходимостью снижения вредных выбросов, на что требуются значительные капиталовложения и время. В свою очередь, это грозит торможением экономического развития. А этого, в силу нарастающей международной конкурентной борьбы, не может позволить себе ни одна уважающая себя страна.
США, на промышленность которых приходится четверть мировых выбросов парникового газа, а также Австралия отказались подписать Киотское соглашение. Они мотивировали свой отказ тем, что участие в киотской группе негативно скажется на национальных экономиках: существенно возрастут цены на электроэнергию, а в одних только Соединенных Штатах количество рабочих мест сократится на пять миллионов. Говорит доцент кафедры политологии и социологии Российского экономического университета им. Плеханова Александр Перенджиев:
"Давно встал один вопрос: к этому договору не присоединяется лидер в мире — США. А, по сути, в этот вопрос и упирается дальнейшее развитие этого процесса по уменьшению выработки газов в мире. США не хотят присоединяться, соответственно, потому что, как они считают, будет нанесен серьезный ущерб экономике. Здесь, мне кажется, и вся загвоздка".
Ну а вдобавок, в США любят говорить о том, что они не очень-то доверяют якобы научным выкладкам идеологов Киотского протокола. И все-таки эта позиция оказалась весьма выгодной для Киотского протокола, считает руководитель климатической программы Всемирного фонда дикой природы России Алексей Кокорин:
"По сути дела, Киотский протокол выполнил лишь свою задачу номер "ноль". Это самая общая задача, которая состояла в том, чтобы раскрутить всю эту тематику, вывести изменения климата из каких-то сугубо научных дискуссий на первые полосы газет, в первые строки новостей телевидения, интернета, всех и вся. Это получилось. И тут США даже не помешали, а скорее, помогли, потому что конфликт вокруг Киотского протокола привлекал еще больше внимания. Еще больше денег выделялось на климатическую науку, в том числе и США. Это, безусловно, позитивный эффект Киотского протокола".
Напомню, что Киотский протокол закончил действовать 31 декабря 2012 года, продолжает Андрей Кокорин:
"Перед Киотским протоколом стояла очень частная задача. И когда он выполнялся с 2008 по 2012 год, уже было совершенно понятно, что он безнадежно устарел, что нужно снижать выбросы всем странам. Потому что Китай и Индия принимали участие в Киотском протоколе, но лишь постольку-поскольку. Обязательства у них были только по отчетности и по выполнению проектов — не препятствовать этим проектам. Собственно, вот и все".
Планировалось, что он будет заменен новым документом. Однако соглашение о дальнейшем режиме климатического регулирования к этому моменту так и не было согласовано. В итоге было решено продлить существующий документ на пять лет — до 31 декабря 2017 года, а затем — и до 2020. Фактически был официально запущен второй период обязательств по этому соглашению, который иногда называют "Киото-2". Среди тех, кто взял обязательства на второй период — 38 индустриально-развитых государств. В том числе — все страны-члены Евросоюза, а также Норвегия, Швейцария, Исландия, Лихтенштейн, Монако, Австралия, Украина, Белоруссия и Казахстан. Но на долю ратифицировавших продление договора государств приходится всего 15% от всех выбросов вредных веществ в атмосферу. Тогда как Россия, Китай, Япония, Индия, Канада и США в новом периоде обязательств по договору не участвуют.