Автор Ася Гром
Киотский протокол – первое глобальное соглашение об охране окружающей среды. Он базируется на рыночном механизме регулирования – международная торговля квотами на выбросы парниковых газов. Первый период осуществления протокола начался 1 января 2008 года и продлился пять лет до 31 декабря 2012 года.
В 1980-е внимание мировой общественности привлекла проблема глобального потепления. Ряд экспертов высказывали опасения, что загрязнение атмосферы, рост среднегодовых температур могут привести к таянию полярных льдов, из-за чего повысится уровень мирового океана и будут затоплены многие густонаселенные прибрежные территории.
Это потепление связывают с результатами человеческой деятельности – с ростом выбросов в атмосферу планеты так называемых парниковых газов – углекислого газа и метана. Они поглощают инфракрасные (тепловые) лучи, которые излучает нагретая поверхность планеты, и тем самым препятствуют ее охлаждению, что приводит к увеличению температуры воздуха. Именно на этом фоне и началась работа над документом, который вошел в историю как Киотский протокол. Говорит руководитель климатической программы Всемирного фонда дикой природы России Алексей Кокорин:
"Киотский протокол разрабатывался в середине 90-х годов. И тогда была такая ситуация: две трети выбросов принадлежали развитым странам, и только одна треть – развивающимся. И была такая гипотеза, что достаточно будет естественных адаптаций систем водного и сельского хозяйства, лесного к изменениям климата. Особенно, если выбросы удастся снизить достаточно быстро. Поэтому было решено, что Киотский протокол принимается, где имеют обязательства снижения только развитые страны, а развивающиеся действуют так, как у них получится. Но адаптацией мы не занимаемся, а раз развивающиеся страны действуют так, как получится, то, соответственно, никакого финансирования не нужно, потому что развитые все делают за собственные деньги. Такова базовая предпосылка".
Чтобы избежать глобальной катастрофы, можно снижать выбросы парниковых газов двумя путями. Во-первых, можно изменить структуру топливного баланса стран путем перехода к менее "грязным" технологиям. Иными словами, оставить в прошлом сжигание угля и перейти к сжиганию газа, использованию АЭС и ГЭС, ветровой энергии. Во-вторых, необходимо широко внедрять энергосберегающие технологии и очистные сооружения. Для решения этих проблем в Киотском протоколе были описаны определенные механизмы, отмечает Алексей Кокорин:
"Чтобы было несколько дешевле снижать выбросы развитым странам, были придуманы такие механизмы по торговле квотами и проекты по снижению выбросов, когда эффект от проектов мог передаваться от одного хозяйствующего субъекта к другому и от одной страны к другой. Вот такая конструкция вступила в силу в 2005 году".
Оба эти пути снижения вредных выбросов отличаются высокими издержками. Главная проблема заключается в том, что рынок сам по себе не может решить эту проблему. Ведь выгоды от уменьшения загрязнений получает все общество, в то время как издержки от реорганизации производства должны нести отдельные предприниматели. Поэтому в условиях "чистого" рынка предпринимателю невыгодно бороться с загрязнениями, поскольку ему это принесет лишь убытки. Следовательно, необходимы меры государственного и международного регулирования. Поскольку воздушное пространство едино для всей планеты, то в борьбе с атмосферными загрязнениями основную роль отводят международным соглашениям в рамках Киотского протокола. Однако далеко не все страны готовы работать по этим правилам, заключает политолог Владимир Шаповалов:
"Не может быть ситуации, когда одни страны несут на себе ответственность и выполняют условия, а другие манкируют этими условиями. Безусловно, необходимо достаточно жесткое юридическое оформление и достаточно жесткие требования, которые должны быть разложены на все страны как развитые, так и развивающиеся".
Есть возражения и у радикальных критиков Киотского протокола. Сам факт долгосрочного глобального потепления вызывает сомнения у многих экспертов. Существует точка зрения, что климат после колебаний вернется к норме, или даже произойдет всеобщее похолодание. Критики Киотского протокола сомневаются в том, что в глобальном повышении температур деятельность человека играет ключевую роль, а если глобальное потепление и будет, то оно не станет катастрофой. И хотя, например, некоторые страны Европы могут оказаться под водой, потепление позволит активно осваивать те территории, которые сейчас почти исключены из экономического использования. А значит, общий баланс потерь и выгод может оказаться положительным.