Автор Татьяна Голованова
Товары Chanel, Dior и прочих люксовых брендов уже давно можно приобрести через интернет. Правда, количество контрафакта на сетевых площадках переходит все разумные пределы. Вероятно, мало кто из инвесторов китайского ритейлера Alibaba думал, что его деньги пойдут на стимулирование продаж фальшивой "дольчегаббаны". Но именно так все и вышло.
Количество подделок на крупнейшей в мире площадке родом из Китая, а заодно еще и одной из самых успешных мировых компаний, переходит границы разумного. По данным самих владельцев брендов – более 80% предложений. Чтобы найти, например, сумку любой очень дорогой марки на самый скромный кошелек, долго искать не нужно. Скорее наоборот, поиск в приложении выдаст тысячи вариантов контрафакта гораздо раньше, чем товар от официального дистрибьютора. Виной тому не столько злой умысел, сколько сама модель построения этого бизнеса. На доступе малых и средних предприятий к площадкам Alibaba эта сеть и держится. А Джек Ма, основатель и генеральный директор Alibaba, горой стоит на защите китайских предпринимателей, даже если это уже давно не скромные частники, а целые фабрики по производству контрафакта. И самого влиятельного бизнесмена в Азии не смущают ни многомиллионные иски к компании, ни давление со стороны инвесторов.
А оно, между тем, чувствуется все сильнее. Инвесторы требуют от компании стать более прозрачной. Однако избавиться от звания "короля фейкового ритейла" владельцу сети при всем желании будет непросто. Как отфильтровать в этом несметном потоке поддельную продукцию? Не проверять же лично Джеку Ма каждую кофточку, юбочку и очки, предлагаемые к продаже на торговой площадке. Если оставить только крупных дистрибьюторов и строго проверять всех остальных, это закроет доступ мелким перекупщикам, для кого торговля в рамках Alibaba – единственный доход. Да и всей бизнес-модели ритейлера этот пункт будет противоречить. Падение выручки обеспечено. А когда речь идет о миллиардах долларов, вопрос прозрачности бизнеса обычно отходит на второй план.
Да и сам Джек Ма придерживается интересных для миллиардера взглядов. Он не понимает, как брендовая вещь может так дорого стоить и почему нельзя торговать такой же, в чем-то похожей, с такими же бирками, но дешевле. И с перламутровыми пуговицами. Впрочем, торговать товарами смутного качества с фейковыми бирками для Китая стало уже традицией. Причем не с известных в России 90-х годов, а еще с 19 века. Просто палатки с контрафактом теперь стоят не на рынках, а в онлайне. Заставить Alibaba реально очистить свои площадки от нечестных торговцев может массовый уход инвесторов. Но те тоже умеют считать деньги – и пока что оказывают давление на "королей" и "принцев" контрафакта очень дозированно. А очередные включения в "черные списки" в разных странах, как это уже было однажды в США, приводит к весьма скромным результатам. Так что для покупателя риск "нарваться" на контрафакт сохраняется. Хотя кого-то, возможно, это нисколько не смущает.