Автор Михаил Шейнкман
Коллапс экономики, несменяемый авторитарный режим, бесконечные протесты. Если это и есть критерии отбора, НАТО можно поздравить. Альянс действительно получил "идеального кандидата". Генсек Столтенберг так назвал Черногорию еще в июне. В декабре, к заседанию глав МИД, ничего не изменилось. За девять лет после отделения от Сербии она и страной-то толком стать не успела, а ей сегодня уже включили обратный отсчет. Через полтора, максимум два года она потеряет себя в евроатлантическом пространстве под номером 29. Столтенберг называет официальное приглашение Подгорице на вступление только началом пути, но уже предвидит его закономерный конец.
НАТО слишком давно ничего новенького себе не приобретало. Из последнего – Албания и Хорватия в апреле 2009. И не то чтобы совсем обносилось. Но, как любой старой вешалке, и этой организации время от времени необходима свежая кровь. А как еще доказать, что она по-прежнему желанна и на нее еще молодые государства очень даже засматриваются. Черногория – это, конечно, не Украина с Грузией с их антироссийским темпераментом. Но почему бы и не взять то, что неплохо лежит. В смысле, географически.
Сказать то же самое об экономике – язык цифр не поворачивается. В ней отчаянный кризис. Но солнце, горы и вода. Можно даже и без солнца. Не отдыхать же НАТО сюда приходит, а работать. Прежде всего, над собой. Как они это называют, "обеспечивать собственную безопасность". А здесь и стратегическая вершина – самая высокая точка на Балканах, и Адриатика, которая с Черногорией превратится в закрытое море альянса.
Берет он страну практически по акции. Протеста. Она здесь с сентября в режиме нон-стоп. Но местный премьер Джуканович потому и сдает территорию со скидкой. Сбрасывает для блока, как минимум, процентов 50 населения, что категорически не хочет становиться кому-то и чем-то военнообязанным. Специалист по контрабанде (в свое время прогремел на всю Европу "табачным" делом), Джуканович и республику в НАТО провел тем же путем – в обход законов и референдума.
У него просто нет других вариантов. В 2016 – парламентские выборы. И кто знает. А так – пусть тушкой в Брюссель. Зато не чучелом у себя. За власть он готов и родину продать, и армию малочисленную – тоже. Хотя в НАТО и эти несчастные несколько тысяч солдат обретут смысл. Альянсу в горячих точках, если что, хватает и сотен. Впрочем, Черногория ему нужна даже не для этого. У НАТО развивается "брежневский синдром". Ему просто не хватает трофеев. В том числе, чтобы ими прикрыть пятна на мундире. Есть у этих "медалей", правда, и другая сторона. Каждый раз, присваивая себе ту или иную страну, блок ее обесценивает.
Для Черногории, однако, еще совсем не все потеряно. Ей выписали билет в один конец, но все-таки с открытой датой. А это значит – есть время, чтобы понять: в состав, что все равно стоит в тупике, можно и не торопиться. Хотя Джуканович республику, кажется, уже приговорил. Полоснул по судьбе на живую. Не зря все-таки в годы бурной еще югославской политической молодости его прозвали "бритвой". С возрастом она, похоже, притупилась.