Автор Ярослава Бычкова
Кабинет министров Украины согласовал текст Соглашения о присоединении ее к программе Европейского союза "Креативная Европа". Целью этой программы является развитие сектора культуры и креативных индустрий в странах Старого Света, усиление конкурентоспособности европейской аудиовизуальной продукции, а также обеспечение продвижения и защиты культурного и языкового разнообразия. Реализовываться все эти задачи будут по двум направлениям – "Культура" и "Медиа". На все это из бюджета ЕС выделается почти 1,5 млрд евро.
Однако больше радостных сообщений о том, что мир в целом и Европа в частности готовы помогать Украине, что-то в последнее время не приходит. Разговоры о том, что украинское сельское хозяйство никогда не станет европейским, заводятся все чаще. Некоторые эксперты даже утверждают, что единственный товар, который может найти потребителей среди европейцев, – это биотопливо, то есть рапс. Есть и другие способы сделать Украину хоть в чем-то частью Европы, добавляет директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников:
"Сейчас идет процесс покупки чернозема. Просто срезается верхний плодородный слой почвы и увозится в Европу в вагонах. Такие процессы есть и они заметны. Да, действительно, украинская земля крайне ценна, но не географически, а в весовом выражении – сколько вагонов этой земли можно вывезти. На самом деле в Европе достаточно большое перепроизводство продуктов питания, и получение нового полноценного конкурента по производству высококачественной продукции в виде Украины – Европе совершенно не нужно. У них проблема, что делать со своими фермерами, куда деть их урожай. Европа практически убила сельское хозяйство в Прибалтике, Венгрии, Болгарии, и ожидать, что будет развиваться сельское хозяйство на Украине из-за того, что это хорошие земли, не приходится, и вряд ли это когда-то произойдет. Украина может использоваться как место для технических культур: для высадки рапса для получения биогорючего, для высадки ГМО-продукции, которая не выращивается в Европе".
Помимо этого ЕС – гигантский протекционист, который внимательно следит за соблюдением торгового баланса внутри своих границ и прекрасно понимает, что новые игроки на рынке – это потери собственных производителей, а значит, и проблемы для политиков. Другое дело, иметь под боком удобный рынок сбыта, замечает Дмитрий Солонников:
"Для Европы это возможность получения новых рынков сбыта, новых ресурсных рынков, возможность контроля над большими площадями, в том числе за Черноморским регионом, дополнительное давление на Турцию в вопросе переговоров о вступлении или невступлении Турции в ЕС. Поэтому здесь Европа имеет целый ряд стратегических целей, которые на сегодняшний день в каком-то виде реализованы, а в каком-то виде не реализованы".
Не внушают оптимизма и отношения Киева с Вашингтоном. С одной стороны – военные учения Sea Breeze, которым американцы придают огромное значение, говоря, что эти учения – важная возможность сотрудничества с партнерами, которая позволит военным обменяться ценной информацией, укрепить связи и единство в регионе. Однако за словами о равенстве и взаимном партнерстве скрывается плохо замаскированное стремление диктовать правила поведения и следить, чтобы Киев делал все четко по инструкции. А подобные учения вкупе с незатихающим военным конфликтом стали для американцев уже удобной платформой для работы, отмечает директор Центра политической конъюнктуры Сергей Михеев:
"Для американцев военный конфликт на Украине является поводом сохранения своего военного присутствия в Европе. Потому что если бы между Россией и Европой были нормальные отношения, то роль Америки бы снижалась. Соответственно, для того, чтобы она не снижалась, чтобы иметь поводы наращивать свое присутствие, им нужны конфликты, причины. Украинский конфликт – необходимая причина, чтобы обосновать необходимость своей "крыши" над европейскими государствами. В том числе и в военном ключе".
Однако подобная схема поведения может в будущем привести к неожиданным результатам, которые, в первую очередь, не порадуют европейских партнеров Вашингтона, предупреждает член Совета по внешней и оборонной политике Александр Михайлов:
"Мне кажется, что пройдет какое-то время, и сами страны НАТО будут рассматривать Украину как какую-то очень серьезную угрозу международному сообществу. Потому что многое из того, что сейчас там происходит, идет по закону цепной реакции. То есть цепная реакция ухудшения ситуации на Украине начинает расширяться. И в ближайшее время последствия этой реакции выйдут за границы Украины, они выйдут в Европу".
В результате Украина оказывается в весьма странном положении. На словах западные партнеры любят коснуться тем взаимных интересов и общего будущего, а на деле делают все, чтобы продвигать только свои интересы и обеспечить только свое будущее. Но если это можно сделать руками Украины, то почему бы и нет?