Минобороны РФ и Вооруженные силы Турции прервали все действовавшие каналы взаимодействия. Кроме того, отозван представитель российского ВМФ, находившийся в Турции для координации действий Черноморского флота и турецких ВМС, сообщил журналистам официальный представитель Минобороны России, генерал-майор Игорь Конашенков.
"Это касается не только так называемой "горячей линии", которая была развернута для исключения возможных инцидентов в воздухе в ходе уничтожения объектов террористической инфраструктуры в Сирии", – добавил Конашенков.
Отношения России и Турции ухудшились после турецкой атаки на российский Су-24. Бомбардировщик был сбит во вторник, 24 ноября, ракетой типа "воздух-воздух" с турецкого F-16 над сирийской территорией. Президент РФ Владимир Путин поручил правительству выработать комплекс мер в экономической и гуманитарной сферах в ответ на акт агрессии со стороны Турции.
Генеральный директор Центра стратегических оценок и прогнозов, военный эксперт Сергей Гриняев в эфире радио Sputnik отметил, что взаимодействие стран по военным каналам имеет важное значение. Однако для РФ разрыв военных связей с Турцией серьезных последствий иметь не будет.
"Утрата такого канала является серьезной потерей. Военные контакты всегда являются очень важными, особенно, в тех регионах, где ситуация неспокойная. Инцидент с нашим самолетом произошел по вине турецких ВВС, вся ответственность за это лежит на правительстве Турецкой республики. И поддерживать такого рода взаимоотношения российская сторона считает нецелесообразным. Но то, что касается эффективности применения российских ВКС в Сирии, конечно же, это никак не скажется на нашей операции", – сказал Сергей Гриняев.
Он считает, что восстановление связей России и Турции будет в первую очередь зависеть от позиции Анкары.
"Двусторонние отношения между Россией и Турцией сегодня находятся в такой фазе, что говорить о возможности продолжения каких-либо контактов нецелесообразно. Собственно, такое решение и было принято. Когда они будут восстановлены – мне кажется, это зависит от турецкой стороны, от того, насколько Анкара будет готова пойти на смягчение той ситуации, которую она и создала", – полагает военный эксперт.
Турецкая сторона утверждает, что перед тем, как сбить Су-24, пилоты F-16 связывались с российским экипажем и якобы предупреждали его о нарушении воздушного пространства Турции и требовали немедленно его покинуть. Спасенный штурман Су-24 сообщил, что предупреждений от Турции экипаж не получал и самого нарушения воздушного пространства не было.
Позднее турецкие и иностранные СМИ распространили аудиозапись якобы переговоров экипажа турецкого F-16 с летчиками российского Су-24. Однако представители генштаба Турции заявили, что не имеют отношения к ее распространению.
Сергей Гриняев не исключает, что данная запись была вброшена третьей стороной, желающей еще больше накалить обстановку.
"Турция действует, скорее всего, не по собственной инициативе. И заявление Эрдогана, что Турция и впредь будет придерживаться выбранной жесткой линии, говорит о том, что Анкара не склонна к деэскалации конфликта. Судя по всему, Турция разыгрывает некий сценарий, и за ней стоят более весомые игроки, которые руками Турции хотят решить собственные геополитические задачи в регионе. Что касается ситуации с аудиозаписью, я не исключаю, что эта информация была вброшена некоей третьей стороной, чтобы поддержать накал напряжения между Россией и Турцией", – сказал военный эксперт.
По его мнению, в интересах Турции пересмотреть свою агрессивную позицию по отношению к России.
"Турция заняла крайне неконструктивную позицию. Здесь просматривается акт прямой вооруженной агрессии. И в интересах турецкой стороны сегодня, конечно, снизить накал обстановки, с тем, чтобы не провоцировать международную реакцию, вплоть до созыва Совбеза ООН, что вполне вправе сделать Россия в ответ на недружественные действия Турции", – заключил Сергей Гриняев.