Автор Дмитрий Геер
Внимательный анализ происходящего сегодня в Сирии заставляет задуматься о будущем не только этой страны, но и всего региона в целом. Российская операция может привести к изменению соотношения сил в Сирии, что повлечет и большие изменения в соседних государствах.
Пожалуй, самые серьезные заявления на этот момент прозвучали из Анкары. Президент Эрдоган заявил, что Турция не допустит перехода подразделений сирийских курдов на западный берег Евфрата. По его словам, силы сирийских курдов попытались перейти на запад Ефрата, но "им был дан достойный ответ". Также турецкий президент отметил, что, по данным Анкары, сирийская курдская Партия демократического союза связана с Рабочей партией Курдистана, которая на территории Турции причислена к террористическим организациям. Следовательно, нынешнее заявление Эрдогана еще раз подтвердило, что Турция не изменила свое отношение к курдскому вопросу, заключает ведущий научный сотрудник МГИМО, Юрий Зинин:
"С самого начала и в Турции были такие голоса, которые предупреждали, что любое вмешательство во внутренние дела Сирии вызовет определенную реакцию курдского меньшинства. Это курдское меньшинство может найти общие моменты и цель со своими братьями в Ираке. А в Ираке есть определенные силы, поддерживающие Рабочую партию, которую Турция постоянно бомбит. Если это дело расшатать, то турки получат определенную реакцию. А тем более, получилось так: американцы в свое время, во времена Саддама, они ввели воздушный зонтик над Курдистаном. Они не позволяли летать самолетам Ирака… Это вызывает раздражение Турции. Получается странная ситуация: ближайший союзник Турции помогает курдам, а у турок с курдами отношения далеко не урегулированные".
Напомню, что сейчас курды в Ираке и Сирии ведут вооруженную борьбу с "Исламским государством".
А в середине ноября шесть боевых самолетов США F-15 прибыли на базу Инжирлик в Турции. Они будут принимать участие в операции против ИГ в Сирии и Ираке. Вместе с тем, в Пентагоне не стали уточнять, сколько всего самолетов США сейчас находятся на базе в Турции. Также все чаще раздаются голоса о том, что сама Анкара собирается начать наземную операцию в Сирии. На данный же момент пока нет единого фронта борьбы с "Исламским государством". Российская авиация наносит регулярные удары по объектам исламистов в Сирии. С группировкой борются правительственные войска Сирии и Ирака, а также курды, ливанские и иракские шиитские ополченцы. Международная коалиция во главе с США пока ограничивается ударами с воздуха.
"Американцы могут применить спецназ, частные компании введут. Кроме того, у них огромное желание. Они всеми силами подталкивают к тому, чтобы Россия или вывела свои войска оттуда, тогда будет повод обвинить Россию в трусости и в военном поражении. Или наоборот: чтобы Россия максимально участвовала в этой кампании. Потом можно будет переложить на нее тяжесть всех издержек: и жертв, и затрат. Кроме того, Россия неизбежно наживет себе множество врагов".
При этом в самой Америке подобные операции поддерживаются все меньше. В доказательство этого Владимир Прохватилов приводит данные опросов:
"Недавно был социологический опрос в Америке: только лишь 1% опрошенных согласились воевать, где бы то ни было, за интересы Америки. У населения нет никакого пассионарного порыва отдать свою жизнь за непонятно какие интересы".
Все это еще раз доказывает, что решение сирийского вопроса для многих государств не только оказывается серьезной проверкой способностей урегулирования трудных ситуаций, но и вызывает к жизни застаревшие проблемы. И если Анкара уже давно придерживается выбранной тактики в отношении курдов, то Вашингтону приходится постоянно придумывать новые рецепты, как пробудить в своих гражданах желание повоевать.