Автор Ярослава Бычкова
В переводе с греческого слово "эвтаназия" – "благая смерть". Введен термин был в 16 столетии Френсисом Бэконом, но тогда под этим термином подразумевали, в том числе, и естественный уход без мучений и страданий. Через три столетия слову придали современное значение: избавление от жизни страдающего больного из чувства сострадания.
С 70-х годов прошлого века в мире не прекращается спор о том, стоит ли вводить официальное разрешение на эвтаназию, гуманно ли это. Медицина сегодня настолько развита, что врачи уже вмешиваются в глубинные процессы существования организма. Кроме ранее принятых критериев летального исхода (прекращение работы сердца и легких) прибавился еще один – гибель головного мозга. Однако специалисты призывают обращать особое внимание на те случаи, когда мучения больного становятся нестерпимыми. Например, когда метастазы проникают в большинство органов, человек страдает от страшных болей и истощения организма. Для таких пациентов смерть является почти единственным избавлением от мучений, отмечает доктор медицинских наук, профессор Первого Московского медицинского университета им. Сеченова Александр Недоступ:
"Смотреть, как человек мучается, и мучения эти безнадежны, он не выздоровеет и умрет после тяжелых мучений. Естественные человеческие чувства — прервать эти мучения и закончить все естественным путем. Это чувство справедливое и понятное".
Не стоит забывать и о том, что больной страдает сам и заставляет страдать родных, наблюдающих за его мучениями. Однако каждый раз надо понимать: эвтаназия возможна только в том случае, если существует реальный контроль, предупреждающий злоупотребления со стороны и врачей, и родственников.
Первой страной, официально разрешившей активную эвтаназию, стала Голландия. Еще в начале 80-х годов 20 века здесь была разрешена данная процедура. Сегодня эта процедура разрешена и в других странах, продолжает генеральный директор "КриоРуса" Валерия Прайд:
"Уважая права личности, многие страны, особенно европейские, идут на разрешение эвтаназии. В Швейцарии, например, она постоянно разрешена и существуют не менее 600 некоммерческих организаций, которые практикуют эвтаназию для своих членов. В последнее время мы видим в СМИ, что в Бельгии для некоторых категорий разрешена эвтаназия. В Швейцарии постоянно развивается. Тут тоже надо понять, что есть ситуации, когда дальнейшее существование человек чревато огромными страданиями. Если не рассматривать какие-то уголовные схемы, некоторые боятся, что эвтаназия будет легко доставаться, то человек, взрослый, умный, должен понимать, что у него есть право распоряжаться, в том числе, возможностью умереть. Это в особенности касается людей с серьезнейшими болями".
Противники эвтаназии вспоминают о массовых убийствах людей, совершенных нацистами в 30-е годы 20 века, называемые тем же самым термином. Нельзя уменьшать и нравственные аспекты этой проблемы, настаивает Александр Недоступ:
"И в то же время, сколько существует эта проблема, столько же существуют возражения против нее. Очень умные и благородные люди говорят, что надо так заканчивать в тех случаях, когда никакого другого выхода нет. Что нас останавливает и мешает нам сказать, что вопрос ясен. Мешает то, что это противоречит божьему замыслу о человеке. Не хотел этого Бог, дальше — очень сложный момент о том, какой был замысел у Бога о человеке, почему же человек так страдает, страдает от болезней, страдает от неустройства жизни, страдает перед смертью и так далее. Но это нас уведет далеко. Для этого надо читать Библию, богословские книги. Для верующих людей нарушать божьи установления считается грехом".
Следовательно, необходимо найти другие способы уменьшить страдания больного, продолжает эксперт:
"Решение проблемы именно такое: качественное обезболивание, качественные психотропные, которые лишают человека моральных и нравственных страданий, чувства безнадежности и так далее, но не убивающие человека. И в таком состоянии пусть он уходит тогда, когда природа скажет. И он тихо отойдет".
Противники эвтаназии предупреждают: там, где разрешили эвтаназию по жизненным показаниям – постепенно снижают планку и для других вариантов, начинают принимать во внимание новые причины, которые становятся основанием для этого шага. В 2013 году в той же Бельгии разрешили эвтаназию без стандартных медицинских показаний, то есть невыносимых физических мучений у пациентов не было. Братья-близнецы Марк и Эдмонд Вербессем страдали врожденной глухотой, всю жизнь провели вместе, в 45 лет они начали стремительно терять зрение, им поставили одинаковые диагнозы. Жить не только в глухоте, но и слепоте стало для них непосильной ношей.