Автор Агата Бестужева
Задуманное может и не сбыться, а вот неожиданное произойдет в любом случае. Так случилось и с Украиной. Порывался премьер Арсений Яценюк ввести мораторий на выплату России долга в 3 млрд долларов: денег, говорит, нету. Да рухнули его "наполеоновские" планы. Москва не просто пошла навстречу киевским властям, а сделала предложение, от которого, как говорится, невозможно отказаться. Речь идет о рассрочке платежа. А именно: с 2016 по 2018 включительно Киев должен будет выплачивать Москве по 1 млрд долларов в год. Таким образом и незалежная избежит дефолта, которого опасается министр финансов Наталья Яресько, и Россия получит обратно свои деньги. Естественно, кто-то должен стать гарантом платежеспособности Украины: либо Вашингтон, либо Евросоюз. Ну, или, например, Всемирный банк: предсказывал же недавно его глава бурный рост украинской экономики.
А пока этот вопрос решается, стоит задуматься, "так ли страшен черт, как его малюют"? То есть, что для Украины означал бы дефолт, на пороге которого она находится последние месяцы? Посмотрим правде в глаза: все активы страны, скорее всего, давно расписаны и поделены. И для украинской верхушки финансовая несостоятельность государства вряд ли стала бы катастрофой. Другое дело – если Международный валютный фонд денежный поток перекроет. Вот тогда – пиши пропало. Но этого, судя по всему, не случится. Во всяком случае, в ближайшее время: МВФ намерен изменить условия кредитования. Если это произойдет, то страна-заемщик, даже находясь в состоянии дефолта, все равно не лишится финансирования, лишь бы только ее поведение устраивало фонд.
Однако платить по долгам рано или поздно все равно придется. Уже сейчас на каждого украинца приходится более чем по полторы тысячи долларов госдолга. А если киевские власти продолжат в том же темпе занимать и прятать по карманам, а не вкладывать в развитие экономики, то расплачиваться придется внукам, а может, и правнукам ныне живущих на Украине. Не зря говорят: долги – что болото: не заметишь, как увязнешь. В Киеве, правда, иначе: заметили. Но вытаскивать страну из болота не торопятся.