Автор Дмитрий Геер
16 августа ледокол "Капитан Драницын" доставил в Мурманск участников экспедиции "Северный полюс-2015". Четыре месяца специалисты работали на дрейфующей станции. Экспедиция фактически прошла маршрутом папанинцев – 420 километров по Северному Ледовитому океану.
Подготовка экспедиции началась задолго до начала работы. Учитывая труднодоступность места расположения ледовой базы, ее обустройство – это крайне сложный процесс. Все необходимое для работы и жизни было доставлено по воздуху. Сначала – техника и специальное оборудование. Затем десантная группа из 19 человек построила взлетно-посадочную полосу длиной в километр. На льдине вырос мини-город: десять жилых и лабораторных модулей, два снегохода и два трактора. Важно, что при плановой эвакуации станции, как и гарантировало изначально Минприроды России, льдина была полностью очищена от отходов, накопленных за время дрейфа, и приведена в надлежащее экологическое состояние. И, конечно же, была налажена постоянная прямая спутниковая связь с Большой землей. С точки зрения самого характера работы, эта экспедиция стала продолжением той работы, которая началась во время самой первой экспедиции. Правда, уже на новом техническом уровне, подчеркивает начальник отдела гидрометеорологии и полярных работ Минприроды РФ Андрей Чайка:
"Первая дрейфующая станция появилась в 1937 году по инициативе О.Ю. Шмидта в рамках Северной экспедиции. В принципе, те подходы, которые были тогда заложены при организации экспедиции, потом детализировались, насыщались другими программами наблюдений. Это позволило выйти на современные комплексные исследования всей природной среды Центральной Арктики. Мы сейчас понимаем, что механизм дрейфующих станций показал свою эффективность, он является проверенным, достаточно экономичным средством получения информации в экстремальных условиях".
В этом году изначально планировалось, что дрейфующая научная станция проработает от двух с половиной до трех месяцев. Все зависело от состояния льда и метеоусловий. Ведь погода весной в Арктике неустойчива, и исследователям приходится постоянно корректировать свои планы. Однако в результате работы продолжались четыре месяца (с 18 апреля по 9 августа). Ученые смогли максимально воспользоваться предоставленной возможностью, отмечает заместитель начальника дрейфующей станции "Северный полюс-2015" Кирилл Фильчук:
"Преимущество заключается в том, что с дрейфующего льда можно осуществлять комплексный подход к изучению процессов, которые происходят по всех средах, окружающих исследователя в Артике. Мы изучали морской лед, который дрейфовал. Под нами было четыре километра океанской воды, а над нами – атмосфера арктического региона. У нас была группа метеорологов, которые занимались атмосферными измерениями, аэролог, который с помощью зондирования изучал верхние слои атмосферы, было двое ледоисследователей, которые занимались льдом и его свойствами. Два океанолога занимались океанской водой. Были гидробиолог, гидрохимик и зоолог, который отслеживал появление тех или иных представителей биологических видов на льдине".
Таким образом, Россия продолжает развивать технологии работы на дрейфующих льдинах, которые были заложены еще в советское время. Однако останавливаться на этом не стоит, а поэтому сейчас идет активная работа над реализацией нового проекта – это будут самодвижущиеся ледовые платформы. Ведь, несмотря на все преимущества, возможности дрейфующих станций далеко не всегда отвечают современным требованиям, подчеркивает Андрей Чайка:
"Мы понимаем, что этот механизм уже достаточно устарел в силу того, что он не обеспечивает достаточно комфортного пребывания для исследователей и их гарантированной безопасности. Сейчас рассматриваются другие, более продвинутые варианты организации научных исследований. Например, использование самодвижущихся платформ и других технических средств, которые позволят обеспечить исследователям необходимый уровень комфорта для проведения исследований в течение круглого года. Надо понимать, что дрейфующие станции не находятся на одном месте. И это накладывает определенные ограничения на сопоставление данных различных результатов Северных станций".
Однако строительство платформы – это дело будущего. Что касается данных, полученных специалистами в ходе работы станции "Северный полюс-2015", то сейчас настало время для их систематизации и обработки результатов исследований. Все детали будут раскрыты позже. Впереди ученых ждет большая работа, но уже известно, что участники экспедиции обнаружили значительные изменения состава льда в районе Северного полюса: Арктика теплеет и быстро меняется.
Спецпроект подготовлен при поддержке Министерства природных ресурсов и экологии РФ к "Дням Арктики в Москве".