Автор Михаил Шейнкман
Прибалтика опять вспомнила, как "братской" была. Она, впрочем, об этом никогда не забывает. Но периодически вкладывает в это особый смысл. Материальный. Как минимум раз в год какая-нибудь республика обязательно всплакнет публично об упущенной выгоде и выскажет Советскому Союзу, что молодость свою и годы лучшие ему отдала. И не обращать бы на это внимания. Но сейчас – случай коллективного помешательства. Теперь они решили стонать в унисон.
Все-таки, хоть и стремятся выдавить из себя все русскоязычное, а некоторые наши традиции въелись в них основательно. Тоже не могут без того, чтобы не сообразить на троих. Смекнули, видимо, что так и громче, и смета больше получается. Назвали свои финансовые претензии к Москве "меморандумом" и собрались сообща стребовать с нее за жизнь под ее началом по всей строгости международного права. Осталось только на троих прикинуть, во что ей это должно встать.
Затейник этой занимательной арифметики – Латвия. Она из них дальше всех "продвинулась": научилась считать до 300 млрд евро. Но за четверть века тоже так и не усвоила, что "математика" эта хороша лишь для того, чтобы преподавать ее в школе с националистическим уклоном. Во-первых, чтобы учили историю не только переписывать, но и пересчитывать. Во-вторых, каждый год одно и то же. С девяностых ни одна из стран не может перейти в другой политический класс. И вроде в европейские институты их взяли, а ни знаний, ни воспитания больше не стало.
Будучи не в силах напроситься на настоящую оккупацию, они пытаются раскрутить соседа на деньги хотя бы за вымышленную. Но впервые уже и с вариантами. Если раньше требовали только возмещения ущерба, то теперь говорят, что их устроят и официальные извинения. А потом – возмещение. Ясно же, что стоит России лишь посочувствовать прибалтам, они сразу провозгласят это признанием вины и вцепятся в нее каким-нибудь ЕСПЧ. Благо тот хорошо чувствует, когда, чьи права и от кого надо защитить. Там не будут разбираться с тем, что Латвия и Литва с Эстонией предъявляют Москве за то, что до сих пор еще что-то собой представляют. Несмотря на то, что больше двадцати лет "транжирят" все, что нажито честным советским трудом. Дома, заводы, пароходы. Столицы. Три.
И что характерно, компенсация для них приобретает смысл российской агрессии. Ни того, ни другого им не дождаться, а хочется, как говорится, до чертиков. В этом их "государственная религия". Заставляют верить в то, с чем им ни за что не встретиться. По крайней мере, в этой жизни. Зато если еще не встретились – живут. Это не лечится. Это – к экстрасенсам. Они объяснят, что Прибалтика сама в себе держит призрак СССР. Поэтому ей все время страшно. Надо просто его отпустить.
А пока даже нет смысла изучать их историю, чтобы понять их суть. Достаточно Чехова. "Три сестры". Призрачные надежды, тоска, провинциальная жизнь, без шансов выбраться из нее. Но все равно: "В Москву, в Москву, в Москву". Или, как говорил один из героев пьесы: "Что ж? Если не дают чаю, то давайте хоть пофилософствуем". В их случае – "посчитаем".