Автор Ася Гром
В конце июля Совбез ООН голосовал по резолюции о создании международного трибунала по расследованию гибели малайзийского "Боинга" над Донбассом. Россия, как и обещала, использовала свое право вето для недопущения принятия этой резолюции.
Спустя год после трагедии следствие так и не дало однозначных ответов ни на один вопрос. Расследование катастрофы зачастую подменялось политическими обсуждениями и обвинениями, которые не подкреплялись никакими доказательствами. Однако в начале июля голландский премьер Марк Рютте призвал к учреждению международного трибунала, на котором бы рассматривались дела в отношении ответственных за крушение малайзийского самолета. Вскоре Малайзия внесла в Совбез резолюцию о создании такого трибунала, и хотя Россия сразу же заявила, что не поддерживает эту инициативу, и выдвинула свой проект резолюции, предложение все же дошло до голосования в Совбезе.
Российские эксперты в один голос заявляли: цель данного шага не пролить свет на случившееся, а сделать все, чтобы представить Россию виновной в этой трагедии, благо с первых же дней после катастрофы Запад возложил ответственность за гибель людей на Москву. Доводы против трибунала – весьма веские. Начнем с того, что никогда раньше уничтожение самолета не было в центре разбирательства на столь высоком уровне. Но главное, проведение расследования трагедии в тот самый момент, когда против России ведется информационная война, станет не расследованием, а очередной попыткой доказать всему миру, где скрывается главное зло.
"Наша задача, как мне кажется сегодня – это донести объективные данные до максимального количества мировой и европейской, в первую очередь, общественности. Чтобы личное горе, которое постигло родственников тех, кто летел, чтобы эмоции не пересилили здравый смысл, потому что это очень трудно в такой ситуации сохранить рациональную позицию. И это понятно. Мы должны довести до людей правду. Наше оружие только одно – правда, другого оружия у нас нет".
Работать в этом направлении надо активно и постоянно, продолжает ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований Олег Неменский:
"Надо пытаться подрывать абсолютно управляемое западное информационное пространство, подрывать его единство, его управляемость. Что, в принципе, можно. Мы сейчас видим, что и на Западе, в том числе, и через некоторые заявления самой Малайзии, которых не могут на Западе совсем не замечать, постепенно, изредка просачивается та информация, которая носит, скорее, критический характер по отношению к господствующей в СМИ версии.
При этом не стоит забывать, что далеко не всегда позиция оппонентов России зависит от их собственной воли. Тем более, что у США есть весьма существенные рычаги давления, напоминает гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин:
"Весь этот год Россия будет подвергаться репутационному давлению в связи с трагедией. Сложно представить себе более скользкую и двусмысленную ситуацию, в которую себя сейчас завели украинские власти и власти Нидерландов. Я, собственно, представляю себе причину, по которой власти Нидерландов поступают именно так.
Учитывая все эти обстоятельства, решение заблокировать создание трибунала можно назвать совершенно оправданным. Тем более, что мир уже смирился с очевидным: система международного, наднационального судопроизводства выстроена Западом в собственных интересах и по собственным правилам. Яркий пример тому – судьба трибунала по бывшей Югославии.