Автор Ася Гром
Минэкономразвития выпустило новый прогноз по добыче нефти в России. Так, в этом году она составит 530,5 млн тонн, в 2016 году вырастет до 533 млн. Но в 2017-м и 2018-м ее ждет снижение до 530 и 528 млн тонн соответственно. Следует отметить, что эти данные немного лучше предыдущего прогноза.
Экспорт нефти с 2015-го по 2018 год прогнозируется ведомством на уровне, который не будет опускаться с отметки в 233,5 млн тонн в год, а его пиковые значения будут на уровне 237,5 млн. Особое внимание эксперты уделяют именно прогнозам по росту добычи в 2015 году. Напомню, что ранее считалось, что добыча этого года останется примерно на уровне прошлого – то есть чуть более 520 млн тонн. Причиной нынешнего роста принято называть и снижение налога, и девальвацию рубля, и значительные инвестиции в нефтяную сферу. Оптимизма придают и данные по экспорту, которые приводит руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник:
"Сегодня у нас на европейском рынке нет проблем со сбытом. В этом году Россия увеличила экспорт нефти на 7%. Конечно, во многом это связано с восточным направлением. Но и в Европе у нас позиции не такие плохие. Я бы не стал драматизировать саудовский фактор, тем более что много мы об этом говорим. Но на мировом рынке нефти очень сильно преувеличивается влияние фактора спроса-предложения. Это типичный западный подход: объяснять все через спрос и предложение".
Нынешний год доказал еще одно положение – Россия учится жить в условиях низких цен на нефть. Первыми преимущества от создавшегося положения почувствовали малые и средние нефтяные компании. Они готовы вкладываться в новые проекты на ниве геологоразведки.
Вместе с тем, говорить, что нефтяная отрасль живет в прежнем режиме, было бы неверно. Низкие цены серьезно повлияли на планы, которые затрагивали масштабные по объему работ и инвестициям проекты. Однако винить в этом только низкие цены на нефть не совсем справедливо. Речь идет сразу о нескольких факторах, подчеркивает старший аналитик "Альфа-Банка" Александр Корнилов:
"Приходится констатировать, что ряд компаний отложили в значительной степени свои проекты. Самый яркий пример – это геологоразведка в Арктике. После успешного бурения одной скважины в Карском море в прошлом году ситуация там застопорилась, что объясняется, во-первых, санкциями, во-вторых – достаточно низкими ценами на нефть, которые оправдывали бы развитие месторождений на море в арктическом регионе. Кроме того, есть серьезное замедление прогресса в отношении трудноизвлекаемых запасов, что также обусловлено как санкциями, так и достаточно низким уровнем цен на нефть. Ну и плюс ко всему – стоит отметить, что ряд компаний серьезным образом сократили свои инвестиции в поддержание добычи на зрелых месторождениях, что связано также с достаточно тяжелой экономикой этих проектов при текущей цене на нефть. В первую очередь речь идет о применении методов нефтеотдачи пласта, которые при текущих ценах на нефть, безусловно, становятся неокупаемыми".
Серьезные изменения коснулись не только нефтяников, но и всей российской экономики. По новому увидели свое будущее представители самых различных направлений бизнеса, считает аналитик нефтяного сектора Нарек Авакян:
"Бизнес в России постепенно привыкает к мысли, что нефтяной рынок не является какой-то золотой жилой, из которой можно заработать серьезные деньги. Они все больше вкладываются в не нефтяные сектора. Исходя из этого, я полагаю, что влияние этого нефтяного обвала в перспективе на российскую экономику будет позитивным".
Пауза в потоке нефтяных доходов должна быть использована не только бизнесом, но и властью. И в результате обернуться реальной поддержкой со стороны правительства тех компаний, которые готовы работать по самым различным проектам. Однако необходимо помнить, что эта работа займет многие годы и будет весьма трудной.