Автор Ася Гром
Саудовская Аравия несет потери из-за низких цен на нефть. Эксперты утверждают, что она уже недосчиталась десятков миллиардов долларов. Все это весьма негативно отражается на валютных резервах страны.
Аналитики МВФ отмечают, что такими темпами финансовые резервы Саудовской Аравии могут быть растрачены в ближайшие пять лет. В Международном валютном фонде считают, что к концу года нефть будет стоить на уровне 52 долларов за баррель. В то же время, по оценкам МВФ, дефицит бюджета Саудовской Аравии по итогам текущего года составит 21,6% ВВП. На данный момент известно, что с начала падения нефтяных цен валютные резервы страны сократились на 73 млрд долларов и сейчас составляют 654,5 млрд. Дошло до того, что Валютное агентство Саудовской Аравии было вынуждено отозвать из зарубежных инвестиционных фондов активы на 70 млрд долларов. Однако пока саудиты не собираются ни менять ситуацию с ценой, ни экономить, а, наоборот, работают на рост добычи, подчеркивает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник:
И ожидать, что она в ближайшее время сменит свою тактику, не приходится, считает заместитель генерального директора по инвестициям компании "Универ-Капитал" Дмитрий Александров:
"Саудовская Аравия будет продолжать свою игру на рынке до тех пор, пока не будут очевидны существенные темпы сворачивания объемов добычи в других странах-конкурентах. Это касается и ряда европейских стран, это касается Северной Америки, это касается ряда месторождений на Ближнем Востоке, это касается и Латинской Америки. В принципе, мы видели сейчас в разных регионах заявления о сворачивании или перенесении сроков запуска крупных проектов".
На данный момент можно говорить о тех, кому низкие цены на нефть добавили головной боли, но в будущем это будет уже проблема не только отдельных стран. Ведь даже те ценовые оценки, которые дают своей добыче сами саудиты, не всегда корректны, напоминает независимый аналитик Андрей Кипрович:
"С моей точки зрения ситуация, если ее рассматривать в свете, кто выиграл, а кто проиграл, то практически – это война, а на войне победителей нет. Хотя, есть тот, кто меньше потерял, а кто-то больше потерял. И в этом случае, я считаю, что Саудовская Аравия занимает первое место по минимальным потерям, второе место занимают производители сланцевой нефти в Америке. Я объясню, почему. Саудиты вообще затеяли эту войну, чтобы путем демпингования таких цен попытаться выкинуть с рынка конкурентов, у которых себестоимость добычи достаточно большая. По разным оценкам, от восьми до 28 долларов за баррель саудиты могут спокойно переносить. Восемь долларов – это все-таки заявительный порядок. На самом деле около 20 долларов. Кто может выдержать такую цену? Эту цену может выдержать сланцевый производитель нефти. Сама технология добычи сланцевой нефти позволяет в случае нерентабельности закрыть их, а когда конкурентная среда станет лучше, просто возобновить подачу. Чего нельзя сказать о стандартной системе добычи нефти. Поэтому кто проиграл? Проиграла, конечно, Россия, проиграла, конечно, Венесуэла".
Пока же Саудовская Аравия продолжает играть на понижение и, таким образом, движется к своей цели – не просто удержать, но даже увеличить свою долю на мировом рынке. Во многом это связано с тем, что к началу масштабных поставок начал готовиться Иран. Однако думать, что даже имея огромные запасы нефти и поддержку фондов, которые аффилированы с королевской семьей, саудиты будут всегда на коне – неверно. Сложности их поджидают уже в ближайшее десятилетие, склонны считать опрошенные радио Sputnik аналитики.