Автор Михаил Шейнкман
Дебют широкого переговорного процесса по Сирии в Вене все-таки закончился прорывом. Только не в Вене. А в Сирии. И не переговорщиков, а американского спецназа. Пока, впрочем, о переброске в САР 50 бойцов в США — ничего официального, лишь говорят и пишут. Но уже громче и навязчивей, чем обо всей остальной борьбе с "Исламским государством". Пожалуй, только так Вашингтон и мог перебить международное внимание к новому формату сирийского урегулирования. И даже не к нему, а к тому, что сам факт проведения в столице Австрии консультаций в таком составе назвали политической победой России.
А Белый дом не терпит, чтобы последнее слово оставалось не за ним. Пусть и не в Вену, но в жилу. Информацию о спецназе американцы пустили под занавес австрийского саммита, чтобы поставить себя вне его контекста или даже над ним, когда в резолюции уже ничего нельзя было изменить. Новость и Джона Керри застала врасплох в самый неподходящий момент, когда он и Сергей Лавров итогово пожимали друг другу руки. Госсекретарю тут же пришлось их сконфуженно развести. Большей неловкости он за все свои годы в Госдепе, наверное, не испытывал. По крайней мере, смотрелось это именно так. Или он — хороший актер. Или его начальники — плохие танцоры. Коль им дипломатия если не мешает, то и не помогает. Во всяком случае, решение о высадке в Сирии они принимали явно без оглядки на нее.
"Это случайное совпадение", — попытался Кэрри выкрутиться из ситуации, словно только он один и не понял, что это именно его родной Белый дом оставил не у дел. "Случайное совпадение" — это когда американские авианалеты наносят ИГИЛ хоть какой-то вред. А когда США на глазах у всего мира демонстративно им пренебрегают — это как раз закономерность. Впрочем, спецназ в Сирии — скорее местная анестезия, а не общий наркоз. Но тоже вроде бы как операция. Штаты стремятся вернуть себе качественное отличие и пытаются импровизировать хотя бы локально. Поэтому им и понадобились "рояли в кустах".
Как признал Обама однажды, что у него нет четкой стратегии по борьбе с "Исламским государством", так и придерживается этой линии. И сказать бы ему в утешение, что действует по ситуации. Но это ситуация действует Вашингтону на нервы. Она явно выходит из-под его контроля. Для того и этот десант, чтобы стать олицетворением чуткого руководства. Кажется, их ничтожно мало. На Украине триста бойцов. В каждой из республик Прибалтики — не меньше сотни. Но как демоверсия, возможно, более широкого наземного вмешательства в Сирию 50 бойцов — тоже вариант. Их внедрение в любом случае дешевле, чем полмиллиарда долларов, что пошли на обучение сирийских повстанцев. И на порядок больше, чем пять человек, что от этих денег на их стороне остались. К тому же американцы — не умеренная оппозиция, и, тем более, не тюки с оружием. Они просто так террористам не достанутся. Если в их планы вообще входит соприкосновение с ними.
Вероятней всего, их боевая задача — взять Ракку. Точнее, присутствовать при этом. Курдское ополчение как раз вплотную приблизилось к неофициальной столице "Исламского государства". Еще, чего доброго, и возьмет ее без всякого американского содействия. А если успеть провести с ними инструктаж, или, по крайней мере, устроить фото и видеосессию с привязкой к местности, никто и не подумает, что своими военными успехами курды тоже обязаны российской авиации. На их победе будет печать Пентагона. Кстати, может быть, потому бойцов и 50. Символично. Как звезд на флаге США. Как раз, чтобы потом сказать о "маленьком шаге для одного человека и большом для всего человечества".