Автор Ника Филимонова
Теперь на многие объекты в музеях и галереях необходимо помещать вывеску: "Внимание! Это искусство". Ведь, согласитесь, разбросанные на полу окурки и разбитые бутылки мало кого наведут на мысль о том, что перед вами истинный шедевр мировой арт-инсталляции. Не оказалась великим знатоком так называемого концептуального искусства и уборщица музея в итальянской провинции Южный Тироль. Зайдя в один из залов и обнаружив гору бутылок из-под шампанского и конфетти, женщина сделала логический вывод: кто-то хорошо накануне повеселился. И недолго думая, собрала "остатки праздника" в мешок, который отправился в мусорный бак.
Как позже оказалось, в баке очутилась инсталляция двух модных итальянских художниц. Объект назывался "Куда мы пойдем на танцы сегодня вечером?"
Вероятно, бутылочные осколки и сигаретные окурки, подсвеченные малиновым цветом, должны дать четкий ответ на этот вопрос. Как выясняется, не все могут сразу постичь глубину смыслов подобных шедевров, раз отправляют их без сожаления в мусорный бак. Хотя уборщица теперь, конечно, сожалеет. Не о бутылках и сигаретах, естественно, а о своей зарплате, которой она, похоже, лишится на несколько месяцев вперед.
Сокрушается и блюстительница чистоты еще одного итальянского музея, которая недавно убрала крошки печенья с пола, а позже выяснилось, что это был арт-объект "Крохи искусства". И оценен он, между прочим, был в 10 тысяч евро. Таких случаев тотального непонимания насчитывается очень много. То пепельницу выкинут, то банки из-под пива. А однажды посмели прикоснуться даже к одному из идолов "modern art" — англичанину Дэмиену Херсту. Известен он больше всего своей плавающей в формалине акулой и черепом, инкрустированным бриллиантами. А тут Дэмиен решил выставить на обозрение смятые газеты и опять же бутылки. Это, видимо, обязательный атрибут творчества любого концептуального художника. Так вот, этот шедевр тоже полетел в мусорный бак!
Винить уборщиц в отсутствии вкуса и неспособности проникнуться прекрасным не стоит. Согласно опросам, менее четверти зрителей понимают "современное искусство". Да и как понять — вот лежит, скажем, веревка на полу или пила, и строй сам свои догадки. А не выдвинешь какую-нибудь оригинальную теорию, сочтут отсталым.
Даже странно как-то, что в эпоху Микеланджело и Боттичелли ни у кого не возникало сомнений, является та или иная картина или скульптура предметом искусства, или нет. А теперь к каждой бутылке и пепельнице надо прилагать записку: "Не выкидывать — арт-объект!"