Автор Михаил Шейнкман
ЕС, похоже, всерьез увлекся Турцией. Уж он к ней и так, и эдак. Со словами и, что характерно, без слов. Через неделю после обещаний Ангелы Меркель ускорить Анкаре процесс евроинтеграции это уже подразумевается по умолчанию. Или, точнее, умалчиванию. Ежегодный доклад Еврокомиссии о соблюдении прав человека в этой стране Брюссель впервые решил спрятать под сукно. Хотя именно нарушения по этой части едва ли не все эти сорок лет считались одной из ключевых причин затягивания переговоров по вступлению.
Они, как удалось выяснить немецкой Welt, никуда не исчезли. И из отчета тоже. Напротив, даже расширились. Турцию, как всегда, уличают в ограничении свободы слова, притеснении сексуальных меньшинств, пренебрежении к курдам, в том числе и с чрезмерным применением силы. А теперь еще, пусть осторожно, намеком, но уже и в недостаточных усилиях по борьбе с исламскими террористами на своей территории. Анкара крайне болезненно реагирует на такие вещи. Но сейчас она даже обидеться не может. По крайней мере, чиновники Еврокомиссии сделали все, чтобы никто не догадался.
Не получилось. СМИ раскопали. Но официально-то к Турции никаких претензий. Не время сейчас, объясняет политику сдерживания информации газета Welt. И дело не только в том, что у Эрдогана 1 ноября опять парламентские выборы. Правящая "Партия справедливости и развития" попробует со второй попытки все-таки взять абсолютное большинство. В ЕС очень надеются, что Анкара оценит его невмешательство. Ведь публикацией доклада Брюссель подыграл бы оппозиции, что обвиняет президента в тех же грехах. Но, коль сказала Меркель "поспособствовать", надо хотя бы сделать вид. Или не делать много шума из "ничего". Ведь именно этим местоимением блюстители европейских ценностей обычно отвечают на вопрос, "что меняется в Турции в лучшую сторону".
"Нравится или нет, но мы должны сотрудничать с Анкарой", – определил глава ЕК Жан-Клод Юнкер безусловную степень конформизма. Это под его руководством готовился доклад о неутешительном состоянии дел в Турции. Но "надо двигаться быстро", – сказал Юнкер. И все понимают: это потому, что за мигрантами иначе не успеть. А Эрдоган вроде бы как согласился подсобить европейцам в этом деле. Ну те и рады стараться. До этого и ЕСПЧ отказался признать геноцид армян в Османской империи историческим фактом. Тоже ведь не для большого турецкого "спасибо" пошел на сделку с совестью.
Евросоюз думает, наверное, что разыгрывает свой вариант "турецкого гамбита". Жертвует качеством ради того, чтобы сбросить на Анкару количество. Мигрантов. И, конечно, безмерно счастлив, что Турция до сих пор не в нем. Иначе пришлось бы и с ней делить беженцев по квотам. А так всех можно ей оставить. Потому и флиртует Меркель с Эрдоганом, потому и прикрывает Брюссель его порядки. И не важно, как будет Анкара соблюдать права человека. Главное, чтобы это не пришлось делать ЕС. А что касается нарушений, то доклад о них Еврокомиссия убрала всего лишь в сейф, а не в мусорное ведро. Миграционный кризис, надеются в ней, когда-нибудь закончится. И все еще верят, что не вместе с Евросоюзом.