Автор Илья Харламов
"Кошки" в отношениях Китая и США забегали с угрожающей периодичностью и в больших количествах. Официальная китайская пресса написала о попытках Запада во главе с известно кем организовать "цветную революцию" в армии КНР и опорочить Компартию, которая играет цементирующую роль в китайской государственности. Если это так, то пытаются попасть "в яблочко", причем в самый подходящий момент. Армия активно модернизируется, в стране идет антикоррупционная кампания, прошел очередной пленум КПК, на котором были определены ориентиры на ближайшие пять лет. Но ведь и экономика замедлилась, что не может не сказываться на гражданах страны. В том числе и на тех, кто в форме. Случись в умах людей с оружием разброд и шатание – беды не миновать. На что, похоже, и делается ставка. Впрочем, зная стратегическую и внешнеполитическую немощь Запада – добиться заявленных целей за последние годы ему удалось, пожалуй, только на Украине – драматизировать ситуацию не стоит. Китайские вооруженные силы так просто к бунту не склонить.
При этом вполне очевидно, кому на руку баламутить воду. Вездесущему и неуемному дядюшке Сэму, самолюбие которого в последнее время очень страдает вслед за имиджевыми потерями на Ближнем Востоке, в Северной Африке и в Южной Азии, да мало ли где еще. На американцев там перестают смотреть как на единственно возможную силу, которая может и наказать, и помочь. В качестве альтернативного центра притяжения все отчетливей выступает Россия. Поэтому Вашингтон пытается сосредоточить свои усилия на ключевых конкурентах. Распыляться на все регионы мира стало слишком накладно и неэффективно. В этом смысле китайско-американские отношения переживают не лучшие времена. "Кимерика" как симбиоз двух держав, о котором еще недавно с фанатичной убежденностью говорили многие политологи, становится иллюзией, устаревшей словесной конструкцией, которая уже не претендует на оригинальность.
Пик остроты взаимного восприятия Пекина и Вашингтона сосредоточился в Южно-Китайском море, где резко усилились территориальные споры сразу между несколькими странами. Причем некоторые из них являются военными союзниками США. Взять хотя бы Филиппины. Американцы давно обвиняли Китай в агрессивном поведении в этом регионе. А на днях отправили туда свой эсминец, который без разрешения КНР вошел в 12-мильную зону искусственных островов, сооруженных Китаем в районе спорного архипелага Наньша (Спратли). При желании это можно расценить как акт агрессии и нарушения суверенитета. А это уже не шутки. Китайский МИД пока ограничился решительным протестом и предостерег США от дальнейших провокаций. А те, ничтоже сумняшеся, тут же горделиво ответили, что будут находиться там, где считают нужным, и направят новые корабли в район искусственных островов Китая в акватории Южно-Китайского моря. Конспирологи бьют тревогу, говоря о перспективе начала третьей мировой войны именно в этом месте. И, похоже, это тот случай, когда не стоит отмахиваться от их точки зрения.
А если еще и вспомнить, что в сентябре Барак Обама не приехал в Пекин на празднование 70-летия окончания Второй мировой войны и победы Китая над японским милитаризмом – а это для Поднебесной священные дни – уж совсем тревожно становится. Мало того, что сам не поехал (потом президентские представители завирали, что якобы не получил Белый дом приглашения), так ведь еще и подговаривал других лидеров отказаться от визита в Пекин. Вот в такой парадоксальной парадигме и сотрудничают Пекин и Вашингтон. С одной стороны – теснейшая экономическая кооперация, с другой – резкое отдаление на политическом фронте. Главное, чтобы этот фронт не стал военным.