Автор Ася Гром
Берлин пересматривает отношение к беженцам. В середине октября бундестаг ужесточил для них правила. Других способов справиться с потоком вынужденных переселенцев в Германии не нашли. При этом германские парламентарии подчеркнули: данная мера позволит активней помогать мигрантам, которые бегут от гражданской войны у себя на родине.
Изменения касаются сразу нескольких аспектов жизни мигрантов. До шести месяцев увеличивается срок рассмотрения прошения о предоставлении статуса беженца. Заканчивается выплата денежных пособий, на смену которым теперь придет выдача продуктов питания и товаров первой необходимости. Расширился и список стран, выходцы из которых лишились права получить убежище в Германии. Теперь помимо Сербии, Македонии, Боснии сюда вошли Черногория, Косово и Албания. Подобные шаги, несомненно, столкнутся с критикой на самых разных уровнях. Более того, они никак не стыкуются с заявлениями, которые Берлин делал ранее, напоминает ведущий научный сотрудник Центра германских исследований Института Европы РАН Александр Камкин:
"Можно ожидать достаточно жестких дискуссий в бундестаге, и достаточно интенсивной критики со стороны всевозможных неправительственных, правозащитных организаций, и, в том числе, от левой оппозиции Германии. Страсти достигли точки кипения и, действительно, если еще несколько месяцев назад Ангела Меркель говорила, что Германия способна принять всех мигрантов, то сейчас есть идея о том, чтобы не допускать расползания по стране, с одной стороны. С другой – правительство действительно не знает, как решить эту проблему. Потому что широкие жесты, сделанные Ангелой Меркель, что Германия примет всех, они уже буквально через пару месяцев оказались дезавуированы тем, что будут депортировать тех, кто злоупотребляет статусом беженца. Поэтому можно сказать, что действительно немецкая правящая элита оказалась расколотой".
Еще одним инструментом, который теперь есть в арсенале, становится право высылать нарушителей. Иными словами, если кто-то все-таки попытается пойти в обход установленного порядка и обманом получить желанный статус, его ждет ускоренная отправка домой. Это тоже сильно отличается от того отношения, которое было к мигрантам ранее. Однако с изменением экономической ситуации другого ждать и не приходится, заключает первый заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики Государственного университета "Высшая школа экономики" Игорь Ковалев:
"Безусловно, это приток дешевой рабочей силы. Я напомню, что в свое время, когда Германия приглашала граждан Турции или бывшей Югославии к себе на работу, она именно эти цели и преследовала: заполнить ту нишу, которая возникла в связи с тем, что немцы не хотели работать на тех или иных малооплачиваемых должностях. Но в настоящее время проблема достаточно более серьезная. В условиях кризиса спрос на рабочую силу сильно сократился, и страны ЕС не испытывают большой нужды в рабочей силе".
Но неприятности ждут не только беженцев. Пока мало кто берется предсказать, чем за этот кризис придется заплатить политикам. Ясно одно – Германию ждет серьезная смена настроений, а власть вот-вот столкнется с кризисом доверия, предупреждает Александр Камкин:
"Это может привести к потере популярности правящей партии и Меркель лично, это может привести к росту определенных правопопулистских настроений, потому что рядовые немцы, несмотря на их политкорректное воспитание, уже начинают роптать.
Рядовые немцы все чаще говорят о том, что власть не может просчитывать последствия своих решений далеко вперед. В результате уже допущенных ошибок ситуация меняется очень быстро, однако политики пока не могут предложить хотя бы одно решение, которое помогло быть снизить напряжение.